"Похолодание между Россией и Европой" (Le Monde)
Первые признаки похолодания стали проявляться в начале 2006 года, когда Россия, желая оказать давление на Украину, перекрыла расположенные на украинской территории газопроводы, ударив по некоторым западноевропейским клиентам. Тогда же Россия закрыла свои границы для польского мяса: санитарные соображения были лишь предлогом – на самом деле речь шла о том, чтобы наказать Варшаву за поддержку "оранжевой революции" на Украине и демократического движения в Белоруссии. В этих условиях Европе трудно поддержать кандидатуру России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), кредо которой – свободный товарообмен.
Решение Польши и Чешской республики разместить на своей территории элементы американского противоракетного щита не устроило Россию. Произнеся в Мюнхене речь, слишком сильно отдающую духом холодной войны, Владимир Путин пригрозил выйти из двух договоров по ограничению вооружений, принятых в связи с исчезновением враждующих блоков в Европе. Конфликт, разразившийся в настоящий момент между Эстонией и Россией из-за переноса памятника советскому солдату из центра эстонской столицы на воинское кладбище на окраине города, еще больше отравил отношения России со всем Европейским союзом, несмотря на сдержанную реакцию Брюсселя.
Речь идет не просто о перебранках, а о последствиях вступления в Европейский союз в 2004 году стран Центральной и Восточной Европы, в особенности прибалтийских государств. Что бы ни говорила Россия, она так никогда с этим по-настоящему не смирилась. Что касается этих стран, они привнесли в ЕС опыт отношений с Москвой, отмеченных более чем полувековым пребыванием у нее под каблуком. Болезненность их восприятия, не свойственная западноевропейским странам, заставляет их с большей подозрительностью – или меньшей наивностью – относиться к намерениям России.
Сейчас, когда ЕС и Москва должны вести переговоры о продлении двустороннего соглашения о сотрудничестве или даже стратегическом партнерстве, "друзья", на которых мог рассчитывать Путин, один за другим уходят из власти. Ангела Меркель не разделяет восхищения Герхарда Шредера "кристально чистым демократом" Путиным, и Николя Саркози не собирается следовать примеру Жака Ширака в вопросе личных отношений с главой Кремля. Нельзя сказать, что канцлер Германии и новый президент Франции недооценивают роль России в мире, но они решительно настроены не дать себя запугать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий