This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

вторник, марта 6

Рынок, памятник и русские

В то время как англоязычная пресса рассматривает недавно прошедшие эстонские выборы с одобрением, а французская пресса допускает ноту скептицизма в адрес технических вопросов, часть германоязычной прессы рассыпается в похвалах успехам прибалтийской страны. "Примерная Эстония", - под таким заголовком публикует обзор текущей ситуации "Frankfurter Allgemeigne Zeitung". Сокращено.




"Примерная Эстония" (Frankfurter Allgemeigne Zeitung)

Эстония является одной из стран-членов Европейского Союза. С момента восстановления независимости в 1991 году ее характеризует динамичное развитие. Еще больше, чем в других балтийских странах, правительство Эстонии нацелено на экономику свободного рынка. В свое время мало кому было очевидно, хотя и не стало сюрпризом то, что во время хаоса распадающегося СССР, когда старые торговые связи между государствами разрушились и воцарилась безработица и бедность, Эстония выбрала Людвига Эрхарда (Ludwig Erhard - канцлер ФРГ в 60-х годах) в качестве образца прочти догматической политики либерализации экономики. Принятый страной твёрдый экономический курс и внедренное ей низкое плоское налогообложение, которое начиная с 2006 составляет 23 процента, а также отсутствие долгов сегодня привели страну к избытку. И так уже остававшееся низким долговое бремя - 4.8% от ВВП - сейчас вообще почти исчезло. Долгие годы в Эстонии шёл быстрый экономический рост составив в прошлом году более 11%. Безработица упала до 4%.

Страна достигла этого сама, вытащив себя из нищеты без внешней помощи и без денежных вливаний, таких, какие Западная Германия делала в Восточной Германии. Либеральная экономическая и стабильная финансовая политика, в чем - равно как и в западной ориентации и в стремлении в НАТО и ЕС - соглашались все часто меняющиеся политические коалиции, сегодня сторицей воздались правительству премьера страны Ансипа и его праволиберальной Партии Реформ. Ансип крупно выиграл, чего нельзя сказать о другом коалиционном партнёре - бывшем премьер-министре Эдгаре Саависааре., который до сих пор оставался лидером крупнейшей парламентской группы.

Первоначально заданное полное концентрирование на рыночной экономике и экономическом росте потребовало свою цену. Социальная политика, которую нечем было финансировать, была заброшена. Пенсионеры и безработные в начальный период независимости превратились в тормоз. Однако постепенно экономический рост начал оказывать влияние на значительную часть населения, даже несмотря на то, что разница между богатыми и бедными продолжает оставаться. В городах свидетельства подъёма очевидны. Машины заполонили улицы, недвижимость охватил спекулятивный бум, хотя наверно и не такой яростный, как в соседней Риге. Однако на селе многие пока еще едва справляются с высокой стоимостью жизни, особенно на Северо-Востоке Эстонии, где проживает значительная часть русскоязычного населения, а безработица остаётся высокой. Относительно высокая инфляция - более 4 процента - явно исключает возможность войти в зону евровалюты в 2008, однако для внешней торговли это не играет роли. Эстонская крона же давным давно была твёрдо прикреплена к немецкой валюте.

В отношении русского меньшинства продолжают оставаться проблемы. Только две трети от населения в 1.35 миллионов человек являются этническими эстонцами. Остальные являются этническими меньшинствами, из которых больше всего - 25% - русские, плюс украинцы и другие. На самом деле, до момента восстановления независимости существовала опасность, что эстонцы станут меньшинством в своей собственной стране, что могло произойти из-за притока русских, который организовала Москва. При всех, ничего не стоящих советах о более благосклонном отношении к русскому меньшинству, об этом нужно помнить. К русским относятся как к гражданам второго класса, однако никого не изгнали и не поразили в экономических правах. Все неэстонцы, жившие в Эстонии легально в 1991 получили неограниченное право на проживание. Примерно половина из них к сегодняшнему моменту натурализовалась. Другие остаются без гражданства - не россияне и не эстонцы - поскольку натурализация с экзаменом на знание местного языка кажется им слишком сложной. Обе группы могут принимать участие в местных выборах, однако неграждане не могут участвовать в парламентских.

Пока что все попытки Москвы использовать вопрос меньшинств в качестве инструмента давления провалились. Призывы Путина к живущим в Эстонии русским вернуться в Россию были ими отвергнуты. В Эстонии условия лучше. Да и недавнее разбирательство с военным памятником советских времён, который многим эстонцам кажется символом периода оккупации, явилось следствием русских провокаций. Эстонское правительство не дрогнуло. Оно озабочено только переносом неизвестных могил подальше от дорожного движения, на более подходящее для них место - кладбище. Москве нет причин вмешиваться. Эстония может позволить себе противостояние, поскольку она не зависит от российских поставок нефти. Торговля с Россией составляет только 8% от внешней торговли.

Ссылки:

F.A.Z.com. Leitartikel. Beispielhaftes Estland. Von Siegfried Thielbeer. 06. März 2007.
WirtschaftsWoche. Estland: High-Tech und Mittelalter. wiwo.de [02. März 2007] Von Helmut Steuer.

photo (C) upload.wikimedia.org

Комментариев нет: