This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

вторник, марта 4

Подведение итогов

Одним из первых западных журналистов, "уверовавших" в Эстонию и распознавших в увиденном рождение феномена, позже окрещенного "балтийским тигром", стал корреспондент "Нью Йорк Таймс", прибывший в нашу еще не наводненную холеными инвесторами страну в далеком 1994:

"Любого, привыкшего к путешествиям по странам бывшего Советского Союза с их беспорядочным переходом к рыночной экономике, Таллинский Универмаг поражает до глубины души, просто потому, что он нормален. Вход не охраняется солдатами в форме, нет грязи, нет даже легчайшего запаха мочи..."


Наивно думать, что изначальный секрет простоты эстонского ренессанса заключался в чистоте торговых площадей. Однако для многих бывших советских стран, сначала прошедших сквозь фальш обещаний коммунистического рая, а затем через обман псевдодемократии, наведение элементарного порядка даже в воображаемом магазинном сортире – кое-где с привлечением для этого спецназа и чиновников городской администрации – заняло годы. В Эстонии это было сделано, фигурально выражаясь, на следующий день после независимости.

Сегодня наш северный край приводится в качестве примера для многих стран и регионов третьего, второго или даже первого мира - от Тайваня до Хорватии, от Шотландии и до неуклюже пытающейся встать на ноги Грузии. Глядя на то, как вопрос "эстонской модели налогообложения" - модели, происходящей из страны, еще недавно не существовавшей на карте мира - обсуждает будущий президент такой державы как Франция, наблюдая за тем, как об этом спорят кандидаты в кабинет-министры Великобритании и следя за рекомендациями редакций крупнейших изданий по применению "эстонской системы э-государства", поневоле задаешься вопросом, не является ли произошедшее с нами в течении последнего десятка лет обыкновенным чудом.

Несмотря на наличие канонического мифа и фигуры Марта Лаара, возведенного рыночными think-tanker’ами в сан либеральных святых, не существует глубинной, неконьюктурной теории успеха. Благоприятное географическое положение, скандинавские инвестиции, лютеранско-крестьянский народный менталитет - все эти теории имеют право на жизнь, но ни одна из них не является самодостаточной ни для того, чтобы объяснить причины произошедшего, ни для того, что бы дать гарантию на будущее.

В течении более двух лет на которые пришлись рекордные 2006 и 2007 блог "Эстония в мировых СМИ" следил за триумфом Эстонии на страницах зарубежных газет, в репортажах новостных агентств и в трансляциях телевизионных станций формата "24-7". В этом, в целом далеком от революционного периоде произошли некоторые знаковые события. В таблицах Евростата мы перегнали Португалию, став частью Запада не только по уровню хоть и важной, но достаточно субъективной свободы и демократии, но и осязаемых крон, долларов и евро. Разразился и новый скандал в непростых эстонско-российских отношениях, ставший одним из крупнейших внешнеполитических кризисов в Европе за последние несколько лет.

"Эстония в Мировых СМИ" была задумана её автором в качестве русскоязычного канала, способного приоткрыть для заинтересованного в этом читателя крышку над варевом, которым аудиторию угощает нерусская пресса. Это не было бы столь интересным занятием, если бы то, чем потчуют западного читателя не отличались бы так диаметрально от того, что сервируется читателю „восточному“. У человека, не готового к контрасту между двумя информационными пространствами, увиденное может вызвать реакцию недоверия и неприятия. Иногда мы видим такое на примере иностранцев, впервые знакомящихся с русскоязычной прессой, а также русскоязычных, открывающих для себя прессу иностранную. Такие вещи нужно знать, хотя не стоит впадать в эмоции.

Сделав очевидную поправку на масштабы, можно утверждать, что сегодняшняя Эстония стала одним из практических олицетворений, „point of reference“ идей, существенных для западной околополитической публицистики. Можно заметить, как пресса иногда приписывает стране такие положительные свойства, которых у нее на самом деле не было и нет, что и является отличительной чертой идеализации. Если расположить рядом воображаемые „западное“ информационное пространство и пространство русскоязычное, то станет очевидно, что этот, иногда проявляющийся недостаток критического подхода первого из них с лихвой компенсируется черной картиной, которую предпочитает давать второе. Хотя ни одно издание не свободно от огрехов, в массе русскоязычных СМИ имперская, шовинистическая и постсоветская риторика давно уже превратились в эквивалент всего того, что в далеком 1994-м тщетно искал в таллинском универмаге корреспондент New York Times.

Автор „Эстонии в мировых СМИ“ благодарен всем постоянным читателям, следившим за публикациями. Отдельно автор благодарит Nostalgie_ee, создавшего зеркало на „Живом Журнале“.

воскресенье, марта 2

Лучшие европейцы


"Маленькая страна, большие идеи" (The Guardian, Margus Laidre)

Эстония показала, что не трудно одновременно быть патриотом и настоящим европейцем.

В воскресенье Эстония отметила 90-летнюю годовщину существования своей страны. В 1913 году, за пять лет до её основания заслуживающая уважения и полного доверия Британская Энциклопедия написала об эстонцах:
"Как раса, они имеют явные черты своего урало-алайского или монгольского происхождения с низким ростом, отсутствием бород, косыми глазами, широким лицом, низким лбом и маленьким ртом. В дополнение к этому они являются маленькими, плохо сложенными людьми с длинными руками и тонкими, короткими ногами."
Что же изменилось за 95 лет? Короткий ответ состоит в том, что по крайней мере ноги стали длиннее.

История поздно достигла Эстонии. Римляне никогда не заходили так далеко, хотя Тацит описал эстонцев качестве народа, живущего на краю известного мира в своей "Германии" (там же он сделал несколько неприятных замечаний по поводу финнов).
Христианство впервые расцвело у нас почти на 1000 лет позже, чем Св Августин прибыл на Британские острова, чтобы стать первым архиепископом Кентерберийским.
Однако не стоит заблуждаться. Парадоксально, Эстония одновременно является старой страной и молодым государством. История эстонцев уходит в прошлое на 50 столетий, однако эстонское государство родилось только по окончании Первой Мировой Войны, 24 февраля 1918 года.

Другой парадокс состоит в том, что из 90 лет существования государства, более половины эстонцы провели вне политической карты мира, вместе с Польшей, поведя себя словно канарейки, когда диктаторы в Москве и Берлине решили разделить между собой Европу и на горизонте показались штормовые облака.

Стоит помнить о том, что война вспыхнула только после того, как западные державы отказались вмешиваться. Это привело к тому, что кризис оказался намного более дорогостоящим, чем он был бы, если бы они вмешались ранее.
Вместо того, что бы помочь чиновник британского Министерства иностранных дел написал, в декабре 1941 года: "Мне не кажется, что независимость Балтийских стран является европейской необходимостью."
Этот джентльмен жестоко ошибался. К счастью, его точка зрения не возобладала.
У Стинга есть песня, называющаяся "История нас ничему на научит". Это прекрасное музыкальное произведение, однако я не согласен с ним: нам следует обвинять не историю, а свою неспособность учиться.

Наше прошлое, наши испытания при тоталитаризме, те из нас, которые были убиты, заключены и депортированы, то, что в вкратце является нашим историческим опытом, формирует основу общих ценностей сегодняшнего демократического мира.
В Европе не существует людей, которые не о чем жаловаться. Идея потерь является важной, фундаментальной частью жизни. Жизнь после потери, оплакивание того, что было потеряно, это также означает прощание себя.
Прощение не означает забвения, поскольку забвение означает повторение прошлого, а этого нам не следует делать никогда. Именно на этой основе мы строим свое общее будущее, уверенно опираясь на опознавание того, что ужасы тоталитаризма должны быть навсегда изгнаны.

Нам следует одновременно видеть будущее, настоящие и прошлое, учиться у прошлого и видеть ошибки, которые были сделаны. Поэтому эстонские солдаты сражаются сегодня плечом к плечу с британскими солдатами в афганской провинции Хелманд.

Выраженное в цифрах наше присутствие ограничено "только" 125 солдатами. Однако если рассматривать их количество на душу населения, то оно является значительным: на 100 тысяч жителей у Эстонии участвует 9 солдат; у Британии почти 13, а у США 5.
Такое участие является важным, потому, что европейская история 30-х годов научила нас, что со злом надо сражаться вне зависимости от того, где оно проявляется, до того, как оно станет слишком сильным.
Можно долго рассказывать о специфике маленьких размеров. Маленькие страны жизнеспособны; маленькие страны обычно не развязывают войны; у них нет амбиций больших держав о руководящей роли или о морской мощи.
Существуют и недостатки. В длительной перспективе Европейский Союз может развиваться только при поддержке стратегической коалиции, которая включает в себя ключевые большие страны. Ничего не будет происходить, если об этом не договорятся большие страны.

С этой точки зрения лидирующая роль Соединенных Штатов является одной из важнейших для будущего Европы. С точки зрения Эстонии эта задача выглядит так, что нам надо сделать все для того, что бы Европа была сильна. Как сказал ушедший от нас президент Леннарт Мери (Lennart Meri): "Европа это не карнавал и не пивной фестиваль".
Послание нашим друзьям в Соединенном Королевстве гласит: не бойтесь Европы, так как можно одновременно быть как британским патриотом, так и хорошим европейцем.
Поскольку мир вокруг нас становится все сложнее, растет необходимость иметь под рукой точные ответы на вопросы, которые встанут завтра. Пока кажется, что у нас больше вопросов, чем ответов. Важно помнить о том, что решения могут предлагать не только самые крупные страны. Сейчас такая возможность стоит перед любой маленькой европейской страной, способной мыслить масштабно. Мне хотелось бы верить в то, что мой страна, Эстония, к этому готова.

В 1993, более чем за 10 лет до того, как мы стали членом ЕС, доктор Отто фон Габсбург (Otto von Habsburg) заявил в ходе своего выступления на лекции в память Чарльза Странски (Charles Stransky) в Лондоне: "Не забывайте об эстонцах. Они - лучшие европейцы". Я действительно надеюсь на то, что он был прав.
Ах да, светит ли в Эстонии хоть когда нибудь солнце? Лучшим способом узнать это является приехать и посмотреть самому.

Ссылки:

The Guardian. A small country thinking big. Margus Laidre. February 28, 2008.

Информация

В ближайшие дни "Эстония в мировых СМИ" сделает заявление, в котором объявит об окончании своей работы и подведет некоторые итоги.