This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

среда, июля 18

Кому терминал?


"Нефтеторговцы расхватывают попавшие в передрягу эстонские терминалы" (Reuters, Dmitry Zhdannikov, Denis Pinchuk)

Мировые энергетические трейдеры покупают эстонские нефтяные терминалы у российских и местных инвесторов, чей бизнес потерпел ущерб от политических трений между Москвой и Таллинном, сообщают трейдеры. Они говорят, что продажу вызвали многократные перебои в ре-экспорте российских очищенных нефтепродуктов, в то же самое время как торговые кампании увидели возможность изменить логистику поставок на терминалы. В результате двух недавних сделок, включавших в себя базирующихся в Швейцарии трейдеров, "Mercuria" купила долю в эстонском терминале в порту Мууга, в то же самое время как "Trafigura", третий по размерам независимый торговый дом в мире, инвестировала в терминал в Силламяе, сообщили торговцы.

Российская группа Северстальтранс ведёт переговоры с "Royal Dutch Shell" и голландским "Vopak" с целью продажи своих крупнейших в стране нефтяных топливных терминалов "EOS" в порте Мууга и Маарду. "Перспективы эстонских терминалов не слишком хороши в данный момент, однако кто-то может возразить, что после недавних событий приобретение стало более дешевым," - сообщил торговый источник при крупном игроке на рынке. "Торговые дома обычно пытаются получить доступ к погрузочным средствам так как без них бизнес идёт плохо."

Российская государственная железная дорога начиная с мая вводила неоднократные санкции на поставки в эстонском направлении, после того, как отношения с Таллинном ухудшились из-за переноса монумента Красной Армии в этой бывшей советской республике. Предыдущие сокращения остановили экспорт газолина и нафты через Эстонию, оставив практически пустыми занимающиеся лёгкими продуктами терминалы "Alexela" в Палдиски и Силламяе.

Удар мазутом

Источники среди трейдеров сообщили, что последний виток ограничений на этой неделе повлияет на мазут -- ключевой экспорт, который до сих пор не был затронут -- поскольку нефтяным фирмам приказали уменьшить наполовину отгрузку в порты Мууга и Маарду.

Эстония является транзитным направлением для 25 миллионов тонн топлива в год или примерно четверти всего экспорта нефтепродуктов России. Она также является важным транзитным направлением для угля, металлов, древесины и химикатов. "Alexela Logistics" приобрела 100 процентов в "Sillamae Oil Terminals", а "Trafigura" является миноритарным владельцем акций в "Alexela" - сказал член правления Алекселы Аарто Эйпре (Aarto Eipre). Он отказался от дальнейших комментариев. Источники, близкие к сделке сообщили, что "Trafigura" обязалась выделить 60 миллионов евро (83 миллионов долларов) в помощь при покупке терминала у россиян Евгения Малова (Yevgeny Malov) и Андрея Каткова (Andrei Katkov). Представитель по связям с общественностью "Трафигуры" подтвердил, что его фирма являлась миноритарным акционером "Алекселы".

В прошлом году терминал экспортировал 300,000 тонн российских продуктов, в основном мазут от TNK-BP, однако Эйпре сказал, что объёмы могут возрасти до нескольких миллионов к концу года. "Я слышал, что "Trafigura" может сосредоточиться на смешивании путём ввоза продуктов из российских портов по морю, если железнодорожные перевозки не возобновятся," - сказал один из торговцев.

TNK-BP вместе с нефтеперерабатывающим заводом Кириши фирмы "Surgut" и ярославским нефтеперерабатывающим заводом, который на половину принадлежит TNK-BP и "Gazprom Neft", являются ключевыми поставщиками через Эстонию. Чем меньше они посылают груза, тем меньше сегодняшние владельцы заинтересованы в поддерживании своих долей в терминалах, говорят трейдеры.

В прошлом месяце группа российских бизнесменов продала фирме "Mercuria" терминал "Eurodek", который оставался практически пустым более года несмотря на то, что был отдан в долгосрочный лизинг "Shell". "Балтийские терминалы остаются ключевым рынком для большинства крупных торговцев и конкуренция все еще велика. Покупка терминала в новом члене Европейского Союза и НАТО в какой-то момент в любом случае пригодится," - сказал трейдер от западного торгового дома. Другой трейдер сказал, что покупка Евродека могла быть вызвана другим интересом. "Идут слухи, что "Mercuria" подумывает об IPO, а терминал в Балтии является хорошим усилителем активов перед выходом на старт," - сказал он.

Ссылки:

Reuters. Oil traders snap up Estonian terminals snared in row. By Dmitry Zhdannikov and Denis Pinchuk. Wed Jul 18, 2007.

вторник, июля 17

Россия наносит новый ответный удар


"На фоне растущего напряжения Россия уменьшает вдвое количество направляемых в Эстонию товаров" (Javno, Reuters)

Российские государственные железные дороги отдали распоряжение экспортёрам уменьшить вдвое отгрузку очищенных нефтепродуктов, метала и угля через Эстонию и усилили политическое напряжение в отношениях с Таллинном, сообщили во вторник промышленные и торговые источники.

"Имело место заседание, председателем которого был (первый вице-премьер России Сергей) Иванов (Sergei Ivanov), и он приказал, что бы транзит через Эстонию был бы ограничен," - сообщил один промышленный источник агентству Reuters на условиях сохранения анонимности.

Близкий к Иванову источник отрицал, что его босс отдал приказ о наложении ограничений, а государственная железная дорога отказалась дать комментарии. Однако торговцы нефтью сообщили, что главные экспортёры очищенных продуктов на этом направлении уже снизили количество товаров вдвое.

"Это кажется очень похожим на то, что уже недавно происходило в этом году, хотя это скорее всего затронет большее количество экспортёров," - сообщил один из источников.

Отношения Москвы и Таллинна достигли нижней точки в апреле, когда Эстония убрала из центра своей столицы статую солдата Красной Армии, тем самым разозлив Москву и дав повод государственной железной дороге отдать распоряжение о полном прекращении железнодорожных перевозок в Эстонию.

Запрет был отменен через 10 дней. Торговые источники предупредили, что если перебои в поставках окажутся в этот раз более длительными, экспортёры потерпят ущерб от перегрузок и перебоев в перевозках внутри России.

Эстония является транзитным направлением для 25 миллионов тонн российского топлива в год или примерно четверти всего нефтеэкспорта страны. Она также является важным экспортным путём для угля, метала, древесины и химикатов.

Многие российские политики призывали государственных чиновников прекратить реэкспорт товаров через эстонские порты, в то время как Таллинн заявил, что Москву следует выкинуть из группы наиболее промышленно развитых стран G8 из-за ее противоречивой энергетической политики.

Страх перебоев

Проблемы ослабли после мая, хотя маленькие фирмы имели проблемы с экспортом газолина и нефти через Эстонию. Новые сокращения окажут влияние на наиболее важный продукт - отопительное топливо - которое больше всего используют теплостанции.

"Все главные экспортёры отопительного топлива -- TNK-BP, Газпром Нефть и даже Кириши Сургута -- получили распоряжение перенаправить половину своего грузо-объёма на другие направления," - сообщил торговец при крупном операторе.

"Однако я до сих пор не понимаю, каким образом этого можно добиться, поскольку в период, прошедший с введения последнего ограничения ничего не изменилось и по прежнему для этих объёмов нет альтернативного пути."

Российская железная дорога сказала в июне, что собирается сократить количество железнодорожных вагонов следующих через Эстонию до 980 в день с обычных 1500 в день.

Она попросила экспортёров нефтепродуктов искать альтернативные порты в Литве и Латвии и запросила, что бы грузы с древесиной шли бы через Финляндию, а уголь через Украину и российскую Усть-Лугу.

Торговые источники при эстонских терминалах сообщили во вторник, что они верят в то, что новый запрет опять долго не продержится: "Что Россия будет делать с отопительным топливом, особенно посредине лета? Это н кажется мне серьёзным," сказал один.

В последние годы Россия драматически уменьшила грузопоставки через соседние страны - особенно через Латвию, Литву и Эстонию - после того, как президент Владимир Путин (Vladimir Putin) призвал кабинет прекратить субсидировать соседей за счёт транзитных сборов.

Поставщики нефти сейчас сконцентрированы в крупнейшем российском порту на Балтике, Приморске. Россия также желает построить крупную экспортную структуру для очищенных продуктов в дополнение к портам Санкт-Петербурга и Высотска, которые уже конкурируют с Эстонией.

Ссылки:

Javno.com. Russia Halves Cargoes to Estonia as Tensions Rise. Reuters. July 17, 2007.