Международное право следует привести в соотвествие с необходимостью регулирования растущей опасности кибернетических войн.
Хотя и проходившее весьма бурно в 90-х годах обсуждение рисков и потенциала кибернетических атак после событий 9/11 перешло в спящий режим. Однако случившееся в Эстонии быстро вернуло кибернетическую безопасность в повестку дня НАТО. А после того, как было совершено проникновение в Департамент обороны президент Буш признал уязвимость систем США по отношению к кибератакам и государственную необходимость создать против них защиту.
В течении более чем века страны создавали законы международного права, такие как Женевская конвенция, целью которой является уменьшение человеческого страдания в конфликтах. А в процессе появления новых технологий страны давали оценку тому, следует ли создавать новые законы, такие как договора, ограничивающие использование биологического, химического и лазерного оружия.
Правительства и учёные до сих пор избегали призывов к созданию новых законов международного права в сфере компьютерных атак. Разум подсказывает, что эти законы надо аналогичным образом распространить и на кибернетическое пространство.
Хотя они уже и так распространяются. Однако существуют серьёзные проблемы интерпретации, что делает их плохими в использовании. Например Устав ООН ясно запрещает странам использовать силу за исключением самообороны или наличия разрешения от ООН. Так означает ли это, что России запрещается совершать компьютерные атаки против Эстонии? Возможно. Или же положение об "использовании силы" действительно только в случае причинения жертве физического ущерба? Или только в случае, когда оно ведёт к смерти и разрушениям? Или только тогда, когда цель является ключевой для безопасности страны? Похожие вопросы окружают и правила нейтралитета и отличия между военным и гражданским.
Существующие военные законы прежде всего фокусируются на конфликтах между странами. Однако события 9/11 и продолжающаяся ассиметричная война в Ираке и Афганистане подчёркивают насколько несовершенен этот путь. Кибернетическая война несомненно привлекла бы такие группы как Аль Кайда, поскольку технология стоит недорого, её легко применить и можно запустить практически отовсюду. Как показывают случаи Россия-Эстония и Китай-США трудно определить причастность страны к кибернетическому нападению, легче определить причастность конкретных хакеров.
Когда военные законы не применимы - даже по аналогии - в дело вступает головоломно сложная путаница международного и зарубежного права. Например представим себе, что в случае Эстонии хакеры действительно действуют из России, однако не связаны с правительством или военными. Согласно существующим правилам Эстонии следует попросить Россию навести порядок на её собственной российской территории. Контратака нарушила бы суверенитет России. А при наличии новых правил страны могли бы договориться о прямом ответе в некоторых случаях, таких, как атаки кибертеррористов, предотвращения которых могли бы пожелать все страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий