This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

суббота, октября 13

Ильвес, вехи жизни


"Добрый бандит" (European Voice, Gary Peach)

Тоомас Хендрик Ильвес

Через неделю по прошествии апрельских беспорядков в Таллинне, когда эстонское посольство в Москве было окружено разъярённой толпой, состоящей из членов про-кремлёвских молодёжных группировок, а эстонские вебсайты - коммерческие и государственные - оказались под массированной кибернетической атакой, Белый Дом предоставил официальное приглашение президенту Тоомасу Хендрику Ильвесу (Toomas Hendrik Ilves). Учитывая конкретные обстоятельства это являлось наилучшим возможным знаком открытой поддержки, которую Вашингтон мог предложить своему малому балтийскому союзнику. Ещё лучше было выбрано время. Ильвес оказался в Овальном офисе 25-го июня, как раз за неделю до того, как президент США Джордж Буш (George W. Bush) ожидал Владимира Путина (Vladimir Putin) в Кеннебанкпорте (Kennebunkport), в Майне. Символизм - сначала Эстония, затем Россия – не остался незамеченным в Балтийских странах. Как рассказал эстонцам Ильвес, приглашение доказало, что членство в НАТО и ЕС не являлось простым набором пустых обязательств и формальностей. “Если мы поможем другим, тогда они помогут нам,” - сказал Ильвес. Это достаточно справедливое утверждение, однако трудно представить себе, что Белый Дом действовал бы таким же образом, если бы президентом оставался Aрнольд Рюйтель (Arnold Rüütel), возрастом в 78 лет. Рюйтель, неповоротливый бывший коммунист, у которого было мало новых идей, не обладает таким апломбом и эрудицией, которых не занимать Ильвесу.

Ильвес и Буш впервые встретились в ноябре 2006 - всего лишь через полтора месяца после того, как Ильвес (имя означает по эстонски ‘рысь’) принёс присягу - во время остановки президента США в Таллинне на пути на саммит НАТО в латвийскую Ригу. Судя по всему, человеку из Техаса сразу же понравился человек, который в детстве был иммигрантом в Нью Джерси. Так что когда наступил апрель, в ходе которого в Эстонии произошли приведшие к одной смерти, сотням ранений и большому материальному ущербу две ночи беспорядков, Буш вспомнил о своём новом друге в Балтии. Да и как же было не вспомнить? Говорливый Ильвес, который кроме английского также владеет немецким и испанским, всегда оставляет о себе хорошее впечатление. Его приятно послушать. Он прекрасно умеет перемешивать интеллектуальную проницательность и житейскую мудрость, которую редко можно найти у официальных лиц. Например рассуждая о растущих бедствиях Украины он сразу указывает на то, какую серьёзную ошибку сделал президентвовавший в начале 1990-х Леонид Кравчук (Leonid Kravchuk), когда отказался сотрудничать с 3-х миллионной диаспорой украинцев, живущих в Северной Америке. Закрыв дверь перед такими потенциальными знаниями и инвестициями Кравчук тем самым практически захлопнул дверь перед возможностью западной интеграцией. Кому как не Ильвесу не знать этого. Он - сын эстонских беженцев, родившийся в Стокгольме в 1953. Когда ему исполнилось тринадцать, его семья переехала в США, где Тоомас Хендрик (он всегда использует как первое, так и среднее имя) позже закончил Университет Колумбии (BA) и Университет Пенсильвании (MA) со степенью в психологии. В 1984 он запаковал свои чемоданы и переехал в Мюнхен, где работал аналитиком на Радио Свободная Европа, а девять лет спустя вернулся, в этот раз послом ставшей независимой Эстонии в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике. Свою новую роль Ильвес охарактеризовал так: “Я говорю по английски как американец, а думаю как европеец”.

Замечательно то, что в качестве члена Европейского Парламента с апреля 2004 года до сентября 2006 он безустанно использовал эти две стороны своей натуры для того, чтобы залатать трансатлантическую трещину, которая возникла после вторжения в Ирак. Он раскритиковал парадигму "Старой Европы" Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) назвав её “катастрофой”, а когда немецкий философ Юрген Хабермас (Jürgen Habermas) и поздний французский деконструкционалист Жак Деррида (Jacques Derrida) опубликовали совместную декларацию призывая европейцев объединиться под флагом антиамериканизма, Ильвес написал длинную, эмоциональную отповедь. Вспоминая сумасшедший 2003 год он сказал: “Тогда на обоих берегах Атлантики было слишком много истерии”.

В конце концов Ильвес отказался от американского гражданства для того, что бы в 1996 стать министром иностранных дел Эстонии. В течении более чем десятилетия он оставался в самом центре политического спектра внутренней политики Эстонии в качестве члена Умеренных, партии, которую он помог создать. Благодаря дружбе Ильвеса с Мартом Лааром (Mart Laar), бывшем премьер-министром, Эстония стала первой европейской страной, внедрившей плоский налог. В 2004 году Умеренные стали Социал-демократической партией, чьи ряды Ильвес покинул, став президентом.

Заметной чертой характера Ильвеса является его переменчивость. Он любит деревенский стиль жизни и не брезгует простой работой, трудом на своей ферме в Арма, расположенной на расстоянии прогулки от латвийско-эстонской границы. Фильмы являются другим его любимым времяпровождением. Недавно он даже испытал себя в актёрском деле, появившись в эпизоде фильма "186 километров" - эстонской кинокартине о неудачливом актёре, который попадёт в тысячу неприятностей на казалось бы короткой дороге из Таллинна в Тарту - университетский город на юго востоке от столицы. В одном из порывов милосердия несколько лет тому назад его попросили помочь собрать денег для детей-инвалидов, участвуя в благотворительном концерте. Ильвес согласился и устроил небольшое представление, в том, что касается чёрной фетровой шляпы и солнечных очков напоминающее Blues Brothers. Во время выборов в Европейский Парламент в 2004, его политическими оппонентами были члены "Res Publica", начинающей правой партии, которые использовали этот образ Ильвеса для того, что бы убедить избирателей, что балтийскую страну хочет захватить Чикаго. Эта кампания в СМИ, которую Ильвес обозвал "злобной" и "скользкой" ударила по самим её авторам, а Социал-демократы получили большинство голосов, выйдя из неё с 3-мя парламентскими креслами из 6-ти положенных Эстонии в законодательном органе Европы. Сам "мафиози" был назначен заместителем председателя комитета по иностранным делам. Два с половиной года спустя правота Ильвеса, который на самом деле предпочитает галстуки-бабочки была ещё раз доказана, когда Res Publica, которая всеми силами противилась второму сроку Рюйтеля, бросилась поддерживать кандидатуру Ильвеса.

Пока что Ильвес, годовщина пребывания на президентском посту которого наступит 9-го октября, стоит перед огромными внутренними задачами. После апрельской встряски из-за советского мемориала эстонское общество глубоко расколото - четверть от всего 1,3-миллионного населения страны является этнически русским. Принимая во внимание существующий дефицит рабочей силы, сохранение присутствия в стране русских - многие из которых являются негражданами без права голоса на государственных выборах - является делом экономической значимости. Многое показывает тот факт, что его первое путешествие по стране после получение президентского поста было в Нарву и Ида-Вирумаа, города на северо-востоке, которые более чем на 90% населены этническими русскими.

Призыв направлен и эстонцам. В конце концов именно демографическая ситуация будет являться наиболее крупным вызовом страны в 21-м веке. Находясь в сентябре в Нью Йорке Ильвес призвал эстонцев, живущих за границей вернуться в Балтию. “Нам нужен каждый эстонец,” - заявил он.

Ссылки:

European Voice. Mild Mobster. Gary Peach. 4 October 2007.

Комментариев нет: