This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

пятница, апреля 13

История важнее даже сосисок

Британский "Экономист" в числе прочих ведущих англоязычных изданий анализирует вопрос исторических пертурбаций периода Второй Мировой Войны. Пакт Молотова-Риббентропа, Сталин, концлагеря, буржуазные Польша и Прибалтика оказываются не только темой обсуждения для историков, но и для читателей современной прессы. Перевод от портала ИНОСМИ.ру.



"Черная неблагодарность" ("The Economist")

Чья версия истории должна победить в Освенциме?

По сравнению с другими ужасами Освенцима вопросы гражданства могут показаться второстепенными. Но это больные вопросы. Россия хочет назвать 'советскими гражданами' сотни тысяч погибших в нем людей, привезенных из восточной Польши и Литвы. В годы существования лагеря они были частью Советского Союза. Поляки находят такую постановку вопроса возмутительной: раздел Восточной Европы Гитлером и Сталиным был преступлением, а не просто историческим фоном.

Россия закрыла свою выставку в Освенциме в 2003 г. с целью ее обновления. Но польские власти отказываются ее открывать, если Россия не изменит свою терминологию. Россия возмущена. Российский политик Константин Косачев обвинил Польшу в желании 'переписать историю'. Один из лидеров российской еврейской общины назвал этот шаг 'святотатством'. Бывший узник Освенцима Владыслав Бартошевский (Wladyslaw Bartoszewski), дважды занимавший пост министра иностранных дел Польши, а ныне возглавляющий международный совет музея, обвиняет Россию в 'высокомерии'.

Тему Освенцима эксплуатируют не впервые. При коммунистах музей, размещенный в бывшем лагере, источал советскую пропаганду, скрывавшую тот факт, что среди более чем миллиона его жертв большинство было евреями. Поляков раздражает, когда иностранцы называют его 'польским лагерем смерти', забывая упомянуть о том, что он был построен и управлялся нацистскими оккупантами страны.

Похожий спор идет и в Эстонии, правительство которой хочет перенести советский военный мемориал из центра Таллинна на военное кладбище. Многие местные жители русского происхождения считают 'бронзового солдата' памятником герою-освободителю. Но для многих эстонцев 'неизвестный насильник' символизирует лишь переход от нацистской оккупации к еще более жестокой советской.

У России плохие отношения не со всеми ее бывшими сателлитами: она только что подписала договор о границе с Латвией, да и с Венгрией дела идут неплохо. Однако отношения с Польшей холодны. В прошлом году поляки наложили вето на переговоры по новому соглашению о сотрудничестве между Россией и ЕС из-за российского эмбарго на импорт польского мяса, введенного год назад, по всей видимости, из простого желания досадить. Этот вопрос наверняка омрачит майский саммит ЕС-Россия.

Однако прекратить ссоры из-за сосисок легче, чем разрешить исторические споры. При Владимире Путине советская версия истории стала частью современной российской. Идея о том, что кто-то мог не хотеть быть 'советским гражданином' кажется странной и весьма неблагодарной. Поляки же считают российскую ностальгию по советской империи не только странной, но и вызывающей беспокойство.

Ссылки:

The Economist. Black mischief. Poland and the second world war. Apr 12th 2007.
InoSMI.ru. Черная неблагодарность ("The Economist", Великобритания). Чья версия истории должна победить в Освенциме?

Комментариев нет: