This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

вторник, октября 16

Скайп vs Газпром


"Эстония: зов будущего" (The Washington Post, Anne Applebaum)

Таллин, Эстония. Снаружи штаб-квартира компании Скайп (Skype), известной, главным образом, своей программой, позволяющей бесплатно звонить через Интернет, почти ничем не отличается от других советских и постсоветских зданий, которых там много в безликих пригородах эстонской столицы. Но внутри эстетическое влияние Северной Калифорнии неоспоримо. Высокотехнологичные офисы с открытой планировкой, 'комната отдыха', дополненная бильярдным столом и сауной; молодые бородатые сотрудники; дадаистский пластмассовый крокодил под потолком; официальный представитель в джинсах, который 'слишком занят', чтобы порассуждать о том, что компания eBay, купившая в 2005 г. Skype за 2,6 миллиарда долларов, недавно признала, что переплатила.

Этот крошечный кусочек Сиэтла-на-Балтике - главный центр исследований и разработок Skype - находится в Таллине потому, что сервис был создан эстонскими программистами, а скандинавы-основатели компании хорошо знали, что Эстония настолько энергично стремится в XXI век, что там даже на заправках есть WiFi: заправил машину, просмотрел почту, поехал дальше.

Однако, несмотря на упорное стремление в будущее, родина Skype может парадоксальным образом показаться иностранцам увязшей в прошлом. Более того, это общая проблема Эстонии и других стран Центральной Европы. Куда ни посмотри, в политике доминируют споры об истории.

Безусловно история влияет на отношения Эстонии с Россией: две страны ведут затяжной спор о том, было ли вторжение Красной Армии в 1945 г. 'освобождением' Эстонии от нацистов, как говорят русские, или началом кровавой советской оккупации, в ходе которой 10 процентов населения страны было отправлено в концентрационные лагеря и ссылку - так это запомнило большинство эстонцев. Это не просто теоретический спор: весной он вызвал массовые беспорядки в Таллине и Москве, а также волну хакерских атак на правительственные учреждения и компании Эстонии.

Но в этом эстонцы не одиноки. В прошлом году в Венгрии спор о причинах и сегодняшнем значении антикоммунистической революции 1956 г. чуть не привел к кровопролитию. Во время празднования 50-ой годовщины этих событий полицейские использовали слезоточивый газ против демонстрантов, которые угнали из музея советский танк и ехали на нем по центру города, воскресив в памяти жуткие картины. На Украине споры о том был ли голод 1931-32 гг. 'геноцидом', также приобрели политическое звучание: разные партии предлагают разные интерпретации. Поляки недавно ломились на премьеру фильма о расстреле 20 000 польских офицеров в Катынском лесу в 1940 г., а режиссер фильма Анждей Вайда обвинил политиков в использовании катынской трагедии в избирательной кампании.

Во всех странах региона исторические бестселлеры пишутся на схожие темы: война, коммунистическая оккупация, сопротивление. Множество таких книг продается и в России, но там они называются, например, так: 'Сталин, творец Великой Победы'.Сидя в Вашингтоне или Лондоне, легко отмахиваться от этой исторической дискуссии, называя ее ретроградной, параноидальной и даже мешающей экономическому развитию. Да и действительно, обсуждение истории с русскими, вероятно, не пошло на пользу торговле между Россией и Эстонией. А споры о том, что произошло в Катыни, не улучшили разбитые польские дороги. Один эстонский политик сказал мне, что коллега из Германии советовал ему забыть об истории и двигаться дальше, говоря: 'Вы попусту тратите время'.

Но ведь никто не просит немцев забыть об истории и двигаться дальше, не так ли? Пройдите таллинскую штаб-квартиру Skype насквозь, посмотрите в большое окно на неприглядные здания из бетона, и станет ясно, что экономический прогресс и размышления об истории тесно связаны. Экономики стран Центральной Европы уже не беспомощны, а их жители - более не нищие соседи. Становясь более успешными и уверенными в себе, венгры, поляки и прибалты хотят, чтобы их история была рассказана, а их проблемы обсуждались. Немцы сумели разобраться со своей историей только в 1960-е годы, через 20 лет после окончания Второй мировой войны. Почти столько же времени прошло с 1989 г.

Возможно, действуют и другие силы. Вне всяких сомнений, история экономического успеха стран региона, особенно, бывших советских республик, представляет собой идеологический вызов российским властям. Эстония и ее соседи вступили в западные институты, расширили торговлю с Западом. Россия выбрала иной путь: конфронтацию с Западом и экономическую модель, основанную, скорее, на нефтяном, чем на подлинном капитализме. Региональные столкновения на исторической почве - это также спор о том, кто прав в своем определении прошлого, в своей идеологии и экономических представлениях: крупные российские газовые концерны или Skype. Лично я болею за Skype - по крайней мере, за ее бородатых, многоязычных сотрудников. Даже если в конечном итоге их компания не стоит всех этих миллиардов.

Ссылки:

Washington Post. The Future Calling In Estonia. By Anne Applebaum. Tuesday, October 16, 2007.
ИноСМИ.ру. Эстония: зов будущего ("The Washington Post", США). Энн Аппельбаум (Anne Applebaum), 16 октября 2007.

Комментариев нет: