"Использовать такие инструменты, как эстонское правительство, это, на мой взгляд, чистая политизация, и это сделано грубо", – заявил в интервью Financial Times Виктор Христенко, российский министр энергетики.
В прошлом месяце Эстония отказала Nord Stream, российско-германской компании с 51-процентным пакетом акций российского государственного гиганта "Газпром", которая послала запрос на исследование морского дна вблизи эстонского побережья в связи с подготовкой к строительству подводного трубопровода.
Этот проект встревожил Польшу, Эстонию, Латвию и Литву, поскольку прямой маршрут трубопровода из России в Германию навеял исторические воспоминания о страданиях, причиненных российско-германским пактом жителям расположенных между ними стран.
Этот диспут имеет более значимые последствия для Эстонии, которая до 1991 года входила в состав Советского Союза. Она находится в напряженных отношениях с Россией с тех пор, как эстонское правительство снесло памятник советским героям войны в Таллинне в апреле, спровоцировав мятежи среди местного русскоговорящего населения и вызвав протесты Москвы.
Отношения ЕС с Россией в целом переживают, вероятно, самый холодный период с развала Советского Союза в 1991 году, и ни одна из сторон не возлагает больших надежд на прогресс в ходе очередного саммита, который начнется в Португалии 26 октября (это мероприятие проводится регулярно, раз в полгода).
Христенко, который находился в Брюсселе для переговоров с Андрисом Пибалгсом, комиссаром ЕС по энергетике, заявил, что, несмотря на действия Эстонии, разработка проекта Nord Stream продолжается.
"Что меня радует, так это то, что на сегодняшний день Nord Stream идет по графику. Завершено составление бизнес-плана. Продолжается договорная работа с поставщиками. В этом отношении проект находится в рабочем состоянии", – заявил он.
"Что мне не нравится, это трудности, которые всплывают по мере прокладки морского маршрута, при отсутствии должных аргументов: Мне кажется, что позиция, сформулированная эстонским правительством, некорректна с правовой точки зрения, так как она прямо нарушает Конвенцию ООН по морскому праву", – добавил он, ссылаясь на договор ООН от 1982 года, который регулирует использование мировых океанов и морей.
"Согласно конвенции, при соблюдении определенных условий гарантирована свобода реализации таких транзитных проектов", – подчеркнул Христенко.
На вопрос о том, ставит ли Эстония под угрозу трубопровод Nord Stream, Христенко ответил: "Конечно, это несет определенный риск для проекта, потому что нужно либо менять маршрут и слегка обогнуть наших эстонских друзей, либо вернуться к Конвенции ООН по морскому праву и попытаться обсудить условия".
Ссылки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий