"Сказание о двух балтийских городах - и подводном туннеле" (Jurnalo.com, DPA)
Связи Таллинна и Хельсинки
Всего лишь 16 лет тому назад, в конце Холодной войны, узкая полоска воды, разделявшая Таллинн и Хельсинки являлась одним из наиболее непреодолимых барьеров в мире. Теперь же она является одной из наиболее оживлённых морских линий в расширившимся ЕС - а две столицы ищут пути ещё теснее сблизиться друг с другом.
"Мы являемся двумя наиболее близкими столицами в Европе, однако мы довольно малы и далеки от основных мировых экономик. Было бы совершенно нормально, если бы мы постарались действовать невзирая на границы," - говорит Мерле Кригул (Merle Krigul), директор находящегося в Таллинне некоммерческого объединения "Euregio Helsinki-Tallinn".
У эстонцев и финнов долгое время существовало специальные отношения. В качестве двух главных представителя финно-угорской языковой семьи в северной Европе, они традицинно рассматривали себя в виде маленьких островов, окружённых океаном тевтонов и славян.
Их столицы настолько близки, что некоторые эстонцы ездят на работу в Хельсинки, а финны ездят за покупками в Таллинн.
Однако в то же самое время Финляндия является одной из наиболее богатых и наиболее высокоразвитых стран в ЕС, в то время как Эстония, попавшая в стагнацию в период 50-летнего советского правления до сих пор является одной из его беднейших членов.
Многие финны рассказывают анекдоты об эстонских контрабандистах и ворах, в то время как жители Таллинна рассказывают чёрные шутки об упившихся финнах, которые рассматривают их город в качестве места, подходящего для покупки дешёвого алкоголя.
"В советское время все рассматривали Финляндию в качестве примера страны, которую могли бы иметь мы. Когда открылись границы люди заметили, что существует и негативная сторона," - заявил Кригул "Deutsche Presse-Agentur".
Но после того, как Эстония в 2004 присоединилась к ЕС, города стремились получить максимум пользы от своей географической и культурной близости с целью совместного конкурирования в мире, который все больше глобализуется.
Неделю тому назад мэры Таллинна и Хельсинки встретились, что бы обсудить более близкое сотрудничество. Результатом этого явилась идея, которая стала по меньшей мере амбициозной: обе стороны договорились начать исследования оправданности строительства железнодорожного туннеля под заливом.
"Оба города имеют проблемы с ограниченностью рабочей силы и желают увеличить количество высококвалифицированной рабочей силы. Если мы намереваемся привлечь больше людей в этот регион, нам надо иметь больше пространства, чем мы можем предложить по отдельности," - объяснил Кригул.
Это не первая попытка сблизить города. В 2005 году был запущен пилотный проект с целью анализа возможности объединения систем билетов общественного транспорта двух городов.
А в прошлом году был инагурирован подводный электрический кабель из Хельсинки в Таллинн, впервые в истории обьединяя электрические системы Эстонии и Финляндии.
Однако проект туннеля по своей амбициозности является далеко ушедшей концепцией из тех, которые существовали до сих пор - мечта, имеющая большие последствия не только для Эстонии и Финляндии, но и для всего Восточного ЕС.
"Я думаю, что перевозка грузов будет одним из основных источников дохода Эстонии и Финляндии в будущем. Идея туннеля связана с идеей "Rail Baltica" (высокоскоростной железной дороги от Варшавы до Таллинна)," - говорит Кригул.
В настоящее время это только мечта. Любое исследование по оправданности должно координироваться министерствами транспорта двух стран, а сам туннель потребовал бы огромных инвестиций.
Однако учитывая уже существующий поток, пересекающий Финский залив по крайней мере Кригул верит, что попытка стоит того.
"Если будет туннель, я абсолютно уверена, регион станет более живым и экономически эффективным," - говорит она.
И учитывая уже переживающую бум торговлю между Финляндией и Эстонией, Финский залив, который 50 лет символизировал непреодолимый раскол Холодной войны, смог бы стать символом особых отношений между двумя балтийскими городами-близнецами.
Ссылки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий