Таллинн, Эстония. Когда эстонские власти в прошлом месяце начали перенос бронзовой статуи советского солдата периода Второй Мировой Войны из парка в этом прибалтийском портовом городе, они ожидали сопровождающихся уличными беспорядками протестов со стороны эстонцев русского происхождения.
Они также знали по опыту, что "если на улицах дерутся, то будут драться и в интернете," - сказал Хиллар Аарелайд (Hillar Aarelaid), директор эстонской службы по компьютерным ЧП (Computer Emergency Response Team). В конце концов для местного населения интернет почти настолько же важен, как водопроводная вода; он постоянно используется для голосования, заполнения налоговых документов, и - посредством мобильных телефонов - для шоппинга и оплаты парковки.
Последовало нечто, что некоторые называют первой войной в кибернетическом пространстве - трёхнедельная битва в интернете, которая вынудила эстонские власти защищать их малую страну от потока данных, который, как они говорят, был запущен по приказу российских или этнически русских источников в отместку за перенос статуи. Небольшие неполадки продолжаются до сих пор.
"Это действительно может превратиться в водораздел с точки зрения понимания уязвимости современного общества," - говорит в Пентагоне Линтон Уэлс II (Linton Wells 2nd), заместитель Госсекретаря Обороны США в вопросах сетей и интеграции информации. "Это привлекло внимание большого количества людей."
Эстонцы отмечают, что один из связанных с атаками интернет-адресов принадлежит чиновнику, который работает в администрации российского президента, Владимира Путина (Vladimir Putin).
Российское правительство отрицает какую-либо причастность к атакам, которые подошли близко к тому, что бы вывести из строя дигитальную инфраструктуру страны, перегрузив вебсайты президента, премьер-министра, парламента и других правительственных агентств, тряхнув крупнейший эстонский банк и ошеломив сайты нескольких ежедневных газет.
"Это превратилось в проблему национальной безопасности," - сказал в интервью министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо (Jaak Aaviksoo). "Это можно сравнить с блокадой морских портов."
Компьютерные эксперты НАТО, Европейского Союза и Израиля собрались в Таллинне для того, что бы предложить помощь и узнать побольше о кибернетических войнах дигитальной эры.
Когда первые злоумышленники проникли в эстонское киберпространство в 10 часов вечера 26 апреля, Аарелайд думал, что он готов. Он возвёл файерволы вокруг правительственных вебсайтов, установил дополнительные компьютерные серверы и определил для своих сотрудников состояние повышенной готовности на предстоящую неделю.
По состоянию на 29 апреля таллинские улицы вновь успокоились после двух ночей беспорядков, однако эстонская электронная Линия Мажино рушилась. В ходе одного из первых ударов поток мусора был послан на мейл-сервер парламента, выведя его из строя. Затем хакеры проникли на вебсайт партии реформ и поставили на нем фальшивое сообщение об извинении со стороны премьер-министра, Андруса Ансипа (Andrus Ansip), о решении перенести символичную статую.
К этому моменту Аарелайд, бывший офицер полиции, собрал экспертов по безопасности от провайдеров интернет-услуг Эстонии, банков, правительственных агентств и полиции. Он также использовал контакты в Финляндии, Германии, Словении и других странах с целью оказания помощи в выслеживании и блокировании подозрительных интернет-адресов и остановки траффика с компьютеров вплоть до Перу и Китая.
Основная масса кибернетических нападений использовала технику, известную как "distributed denial of service". Бомбардируя вебсайты страны данными, атакующие могли засорить не только серверы, но и их рутеры и переключатели, специальные устройства, которые направляют траффик в сети.
Что бы усилить атаку, хакеры проникли в компьютеры по всему миру, используя тип программы, известной как "bots" - соединяя компьютеры в сети для того, что бы совершить свое вторжение. Компьютеры превратились в безмозглых солдатов кибератаки или "зомби." В одном случае, атакующие послали огромный взрыв данных, что бы определить объем сети. Затем, спустя часы, данные из разных источников полилась в систему, быстро достигнув верхний лимит рутеров и переключателей.
К концу первой недели эстонцы с помощью властей в других странах стали довольно умелыми в фильтрации злокозненной информации. Несмотря на это Аарелайд знал, что худшее ещё впереди. 9 Мая являлся Днем Победы - российский праздник, который обозначает победу нацистской Германией Советским Союзом и отдаёт дань почести павшим солдатам Красной Армии. Интернет был полон планов отметить праздник обвалом эстонской сети.
Нападавшие использовали огромную сеть ботов - возможно, миллион компьютеров в таких далёких местах, как Соединённые Штаты и Вьетнам - что бы усилить эффект от своего нападения. Есть доказательства, что они закупили время на других так называемых ботнетах, демонстрируя свои финансовые ресурсы.
The International Herald Tribune. In Estonia, what may be the first war in cyberspace. Mark Landler, John Markoff. May 28, 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий