Следователи определили, что с атакой связаны русские, которых разозлило решение Эстонии о переносе установленной в советский период статуи солдата Красной Армии. Напряжение, возникшее в ходе инцидента создало слухи о возможном участии российского государства в кибернетических атаках. Даже если эти предположения и не подтвердились случившееся в Эстонии может повториться где-то ещё. "Эстония показывает нам, каким образом вместе с ростом важности интернета в нашей жизни растёт и наша беззащитность," - говорит Джеймс Малвенон (James Mulvenon), директор Центра Исследований и Анализа Разведки, аналитический центр в Вашингтоне.
С населением в 1,3 миллиона человек Эстония является одной из наиболее интернетизированных стран в мире. Выборы, использование банков, системы по продаже в основном уже перешли в веб, поэтому кибернетические атаки, подобные случившиеся в мае, могут иметь значительные последствия на её торговлю.
Опасность гражданского недовольства
Ситуация в Эстонии прекрасно показывает главную проблему кибернетической войны, согласно Малвенону, который следил за кибернетическими стычками между Китаем, Тайванем и Соединёнными Штатами. "Ни одна из кибервойн, которые я видел за последние 10 или 15 лет не была чистой," - говорит он. Это делает более сложным работу государств, которые оказываются вовлечёнными в кибернетическую войну, потому что атака может зайти дальше своей первоначальной цели - в гражданскую область или в соседние страны. Странам также приходится бороться с подпольными деятелями, такими, какие существуют в Китае и России, которые могут действовать без одобрения своего правительства. Одно из официальных лиц, которое помогло координировать ответ Эстонии считает, что атака на эстонскую инфраструктуру скорее всего является кибернетическим бунтом. "В подобной войне у вас могут иметься определённые цели," - говорит Хиллар Аарелайд (Hillar Aarelaid), менеджер эстонской команды по компьютерным чрезвычайным ситуациям (CERT). "В случае бунта вам все равно, вы просто крушите окна." Аарелайда поразило большое разнообразие атак, которые пережила Эстония. Некоторые из нападавших просто установили на своих домашних компьютерах программы, которые постоянно посылали информационные запросы на эстонские серверы, в то время как другие создали технически сложные армии ботнетов.
Являются ли нападающие гражданские лица частью стратегии конкретной нации? Возможно. "Я скорее считаю, что правительство рассматривает их в качестве полезных идиотов," - говорит Малвенон. Пока же, предсказывает Малвенон, страхи непредвиденных последствий - например в виде присоединяющихся к схватке гражданских лиц или каскадного обрушения сети — заставляют планировщиков кибернетических военных действий сохранять осторожность, особенно в случае конфликта с мощными национальными государствами. Однако это не послужит препятствием повторению таких атак, которые постигли Эстонию, в которые в надежде послужить интересам своего государства влились гражданские лица.
Комментариев нет:
Отправить комментарий