"Какой-какой доктор?" (The Economist)
Политики Восточной Европы
Немногие из бывших коммунистических стран Европы имеют сильных лидеров
Оптимисты надеются на то, что Валдис Затлерс (Valdis Zatlers), хирург-ортопед в будущем освоится со своей новой работой в качестве президента Латвии. Однако даже самые верные его сторонники сомневаются, что он сможет сравняться со своей предшественницей, Вайрой Викой Фрайбергой (Vaire Vike-Freiberga), выкованной из стали эмигранткой-полиглоткой, которая привела свою малую балтийскую страну как в ЕС, так и в НАТО.
Доктор Затлерс был хоть в чем-то хорош: он признался в том, что собрал тысячи долларов в виде чаевых от благодарных родителей и спешит сейчас заплатить с этой суммы налоги. Однако он не имеет опыта в государственных делах или даже в общественной жизни. Единственное его достоинство состоит в поддержке латвийскими политическими вождями, которые посадили его править страной в результате секретной закулисной сделки. Это может быть неудачей для Латвии. Однако еще грустнее становится от того, что доктор очень хорошо подходит для все более скучного политического ландшафта региона.
Пост-коммунистические лидеры когда-то были большими, международно известными фигурами. Польский Лех Валенса (Lech Walesa) и чешский Вацлав Гавел (Vaclav Havel) остаются всемирно известными. Польским Александром Квасневским (Aleksander Kwasniewski) широко восхищались за границей из-за его дипломатического мастерства. Политики-реформисты, такие как эстонский Март Лаар (Mart Laar), российский Егор Гайдар (Yegor Gaidar) и словацкий Микулас Джуринда (Mikulas Dzurinda) очаровывали около-политических зануд своей фанатичной преданностью плоским налогам и свободному рынку.
Теперь ситуация изменилась. Только два лидера реально выделяются из толпы: президенты России и Эстонии. У президента России Владимира Путина (Vladimir Putin) много критиков, однако когда он говорит, люди слушают. Эстонский президент, родившийся в Швеции и получивший образование в Америке Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves), сейчас выступает за всех бывших кремлёвских европейских сателлитов. Башковитый г-н Ильвес является единственным крупным политиком в регионе, у которого есть опыт в Брюсселе (он был членом Европейского Парламента) и в Вашингтоне, Ди Си. Его слушает Джордж Буш: оба ярые фермеры (хотя разных масштабов), и обоим нравится та же самая марка кустореза "Stihl".
В других местах, иностранные государственные лидеры находят мало влиятельных руководителей, с которыми можно было бы общаться. Украинские политики погрязли в кажущейся бесконечной и истощающей клановой войне. Президент Румынии, Траян Басеску (Traian Basescu) является стойким атлантистом и европейцем, однако его тормозит разбирательство со старорежимным правительством его республики. Правящие Польшей близнецы освежающе правдивы, однако колючи и провинциальны. Вацлаву Клаусу (Vaclav Klaus) из Чешской Республики нравится говорить, а не слушать. Михаил Саакашвили (Mikhail Saakashvili) из Грузии управляет быстрым экономическим ростом и реформами, но даже его друзья находят, что его лучше принимать в небольших дозах.
Намного более типичны такие политические лидеры, как словацский премьер-министр Роберт Фико (Robert Fico) или венгерский Ференц Гюрсани (Ferenc Gyurcsany): хитрые политические операторы с хорошими связями в бизнесе и оттенком популизма. Они выказывают мало интереса в запуске реформ или во внешней политике. Большинство других лидеров в регионе или ушли в прошлое или скучноваты.
И все-же Центральная и Восточная Европа отчаянно нуждается в сильном правительстве для того, что бы догнать старые демократии континента. Нереформированные публичные услуги пожирают деньги и производят слабые результаты. Перспектива демографического спада, особенно в наиболее бедных странах, пугает; эмиграция еще больше портит картину.
Привычная тактика Кремля - разделяй и властвуй - тоже срабатывает лучше на слабых, оппортунистических лидерах. Это может оказаться проблемой в Латвии, где бизнес-бароны страны без тени беспокойства демонстрируют способность работать с русскими.
Когда Западная Европа управлялась прогоревшими лидерами, такими как Жак Ширак (Jacques Chirac), Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) и Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), контраст менее бросался в глаза. Но с приходом Анжелы Меркель (Angela Merkel) в Германии, Никола Саркози (Nicolas Sarkozy) во Франции и (на следующей неделе) Гордона Брауна (Gordon Brown) в Британии на восточные степи падает неприятный свет. Было бы неплохо, если бы там на помост взобрались новые впечатляющие лидеры. Грустно то, что старье в существующей партии не вызывает у новичков воодушевления, а скорее отталкивает.
Ссылки:
The Economist. Doctor Who? June 21st 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий