This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

пятница, июня 22

Доктор Who


"Какой-какой доктор?" (The Economist)

Политики Восточной Европы
Немногие из бывших коммунистических стран Европы имеют сильных лидеров

Оптимисты надеются на то, что Валдис Затлерс (Valdis Zatlers), хирург-ортопед в будущем освоится со своей новой работой в качестве президента Латвии. Однако даже самые верные его сторонники сомневаются, что он сможет сравняться со своей предшественницей, Вайрой Викой Фрайбергой (Vaire Vike-Freiberga), выкованной из стали эмигранткой-полиглоткой, которая привела свою малую балтийскую страну как в ЕС, так и в НАТО.

Доктор Затлерс был хоть в чем-то хорош: он признался в том, что собрал тысячи долларов в виде чаевых от благодарных родителей и спешит сейчас заплатить с этой суммы налоги. Однако он не имеет опыта в государственных делах или даже в общественной жизни. Единственное его достоинство состоит в поддержке латвийскими политическими вождями, которые посадили его править страной в результате секретной закулисной сделки. Это может быть неудачей для Латвии. Однако еще грустнее становится от того, что доктор очень хорошо подходит для все более скучного политического ландшафта региона.

Пост-коммунистические лидеры когда-то были большими, международно известными фигурами. Польский Лех Валенса (Lech Walesa) и чешский Вацлав Гавел (Vaclav Havel) остаются всемирно известными. Польским Александром Квасневским (Aleksander Kwasniewski) широко восхищались за границей из-за его дипломатического мастерства. Политики-реформисты, такие как эстонский Март Лаар (Mart Laar), российский Егор Гайдар (Yegor Gaidar) и словацкий Микулас Джуринда (Mikulas Dzurinda) очаровывали около-политических зануд своей фанатичной преданностью плоским налогам и свободному рынку.

Теперь ситуация изменилась. Только два лидера реально выделяются из толпы: президенты России и Эстонии. У президента России Владимира Путина (Vladimir Putin) много критиков, однако когда он говорит, люди слушают. Эстонский президент, родившийся в Швеции и получивший образование в Америке Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves), сейчас выступает за всех бывших кремлёвских европейских сателлитов. Башковитый г-н Ильвес является единственным крупным политиком в регионе, у которого есть опыт в Брюсселе (он был членом Европейского Парламента) и в Вашингтоне, Ди Си. Его слушает Джордж Буш: оба ярые фермеры (хотя разных масштабов), и обоим нравится та же самая марка кустореза "Stihl".

В других местах, иностранные государственные лидеры находят мало влиятельных руководителей, с которыми можно было бы общаться. Украинские политики погрязли в кажущейся бесконечной и истощающей клановой войне. Президент Румынии, Траян Басеску (Traian Basescu) является стойким атлантистом и европейцем, однако его тормозит разбирательство со старорежимным правительством его республики. Правящие Польшей близнецы освежающе правдивы, однако колючи и провинциальны. Вацлаву Клаусу (Vaclav Klaus) из Чешской Республики нравится говорить, а не слушать. Михаил Саакашвили (Mikhail Saakashvili) из Грузии управляет быстрым экономическим ростом и реформами, но даже его друзья находят, что его лучше принимать в небольших дозах.

Намного более типичны такие политические лидеры, как словацский премьер-министр Роберт Фико (Robert Fico) или венгерский Ференц Гюрсани (Ferenc Gyurcsany): хитрые политические операторы с хорошими связями в бизнесе и оттенком популизма. Они выказывают мало интереса в запуске реформ или во внешней политике. Большинство других лидеров в регионе или ушли в прошлое или скучноваты.

И все-же Центральная и Восточная Европа отчаянно нуждается в сильном правительстве для того, что бы догнать старые демократии континента. Нереформированные публичные услуги пожирают деньги и производят слабые результаты. Перспектива демографического спада, особенно в наиболее бедных странах, пугает; эмиграция еще больше портит картину.

Привычная тактика Кремля - разделяй и властвуй - тоже срабатывает лучше на слабых, оппортунистических лидерах. Это может оказаться проблемой в Латвии, где бизнес-бароны страны без тени беспокойства демонстрируют способность работать с русскими.

Когда Западная Европа управлялась прогоревшими лидерами, такими как Жак Ширак (Jacques Chirac), Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) и Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), контраст менее бросался в глаза. Но с приходом Анжелы Меркель (Angela Merkel) в Германии, Никола Саркози (Nicolas Sarkozy) во Франции и (на следующей неделе) Гордона Брауна (Gordon Brown) в Британии на восточные степи падает неприятный свет. Было бы неплохо, если бы там на помост взобрались новые впечатляющие лидеры. Грустно то, что старье в существующей партии не вызывает у новичков воодушевления, а скорее отталкивает.

Ссылки:

The Economist. Doctor Who? June 21st 2007.

Комментариев нет: