Когда дело касается налогов, некоторые из наиболее конкурентоспособных экономик неожиданно выглядят как развивающиеся страны. Американская налоговая система относится к одной из наихудших, а те, что в Западной Европе, отстают ненамного. Согласно Всемирному Банку, только четыре другие страны, включая Британию, имеют более длинные налоговые коды, чем США. Всемирный Экономический Форум не настолько щедр: в недавнем рейтинге эффективности налоговой системы он дал США последнее место - "честь", которой в прошлом часто удостаивалась Германия. Несколько факторов делает неконкурентоспособной налоговые системы этих стран, включая высокие ставки на сбережения и инвестиции, затуманивающую сознание сложность и, в случае Америки, уничтожительную практику всемирного налогообложения.
Любой, заинтересованный в том, что бы увидеть, чего можно добиться при помощи простой и справедливой налоговой системы должен посетить Эстонию. После обретения независимости от СССР в 1991, малая балтийская страна сначала попыталась использовать прогрессивную налоговую систему, столь популярную на Западе. В результате производительные люди были наказаны более высокими налогами, а накопления и инвестиции -- кровоснабжение будущего достатка -- были подвергнуты двойному налогообложению. Неудивительно, что Эстония не процветала. Ради справедливости отметим, что налоговая система была лишь одной из проблем, которые мучали страну. Однако иронию вызывало то, что Эстония тормозила своё экономическое восстановление от коммунистического рабства используя фискальный режим -- прогрессивное налогообложение -- которое хвалил Карл Маркс. Не меньшую иронию вызывает и то, что большинство капиталистических экономик тоже приняли к использованию эту контр-продуктивную систему.
В поисках нового способа запустить свою экономику Эстония в 1994 приняла 26-процентный плоский налог, и никогда больше не оглядывалась назад. В комбинации с другими направленными на свободный рынок реформами плоский налог помог Эстонии превратиться в одну из наиболее быстро растущих экономик в мире. Таллинн сейчас является городом, испытывающим бум, наполненный эксклюзивными автомобилями, элегантными магазинами, модными ресторанами и новыми стройками. Эстонская система не является совершенно чистой версией модели плоского налога. Однако она замечательно свободна от искажений, исключений, дыр и наказаний. Плоский уровень применяется как к частному доходу, так и к доходу предприятий. И поскольку одним из главных принципов плоского налога является то, что доход надо облагать налогом только один раз, не существует ни мёртвого налога, ни налога на богатство, ни двойного налогообложения сбережений и дивидендов.
Возможно наиболее впечатляет то, что страна постоянно рафинировала систему. Налоговый уровень уже снижен до 22% и запланировано его снижение -- по одному проценту в год -- до 18% в 2011. Эстонская реформа корпоративного налога, произошедшая в 2000, особо впечатляет. Для всех практических случаев страна упразднила корпоративный налог с прибыли. Действительно, теперь там простая система денежных потоков, которая требует, что бы компании удерживали 22% от дивидендов, выплачиваемых владельцам акций. Это означает, что компании могут не беспокоится о правилах амортизации и других сложных установках, на которые тратится столько времени управляющих в Америке и Западной Европе.
При наличии такой простой и справедливой налоговой системы вряд-ли удивительно, что Эстония сейчас является Балтийским Тигром, растущим быстрее, чем любая другая постсоветская экономика. В течении последних шести лет рост был в среднем почти 9%. И это после вычета инфляции.
Низкие ставки и простота значительно снизили уклонение от уплаты налогов и произвели крупный эффект Кривой Лаффера. Хотя (а возможно благодаря тому, что) ставки налогов были срезаны, с 2000 года поступления подоходного налога с частных лиц практически удвоились, а поступления корпоративного налога увеличились более чем на 300%.
Верно, эстонская система не идеальна. Плоский налог разрешает некоторые исключения, в том числе по части интрессов, выплачиваемых с кредитов на жилье. Однако налогоплательщики не могут исключить более чем 50 000 крон (менее 3,200 евро) в год. Существует налог на рост капитала, который нарушает принцип однократного налогообложения.
Оставшаяся часть налоговой системы тоже оставляет кое-где желать лучшего. Уровень налога с зарплаты 33% (хотя 4 процента идут на личный пенсионный счёт), что означает, что все ещё существует достаточный стимул прятать зарплату от властей. Существует еще и 18-процентные налог с добавочной стоимости.
Возможно наибольшее беспокойство вызывают слишком большие расходы правительства, потребляющие примерно 37% от произведённого экономикой. "Это негативная сторона от быстрого экономического роста," - говорит Паул Вахур (Paul Vahur) из эстонского Института Свободного Общества. "Правительство может тратить больше денег вместо того, что бы ограничить размер госсектора."
Однако по сравнению с другими европейскими странами Эстония в хорошей форме. Плоский налог является грандиозным успехом, и именно поэтому 12 стран Центральной и Восточной Европы последовали примеру Эстонии и приняли систему единого тарифа. Возможно когда-нибудь США и Западная Европа будут иметь простые и справедливые налоговые системы.
Ссылки:
The Wall Street Journal. Baltic Beacon. DANIEL J. MITCHELL. June 20, 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий