"Лембит и его шаловливая семейка" (This Is London)
В Британии, Лембита Эпика прозвали человеком-анаграммой из-за его необычного имени – он еще знаменит тем, что променял свою девушку - ведущую телевизионного прогноза погоды Саяну Ллойд (Sian Lloyd) на шаловливую Габриелу Айримию (Gabriela Irimia).
Однако здесь, в Эстонии - на чердаке Европы - к фамилии "Эпик" относятся с торжественным благоговением. Его семья возможно является самой гениальной из когда-либо появившихся в Прибалтике.
В семье этого либерального демократа и члена парламента (примечание: имеется в виду британский парламент) громоздятся близкие родственники, которые верховодили академиями в сфере астрономии, геологии, ботаники, физики, математики, психологии, этнологии и истории, получив высочайшее научное признание в Британии, Америке, Австралии и бывшем Советском Союзе.
"Другой похожей на них семьи с точки зрения их академических качеств не существует," - заявляет другой Лембит, Лембит Яанитс (Lembit Jaanits), возрастом 82 археолог, который женился на члене клана Эпиков. "Они действительно наиболее почтенные."
Другим родственником является ведущий банкир Эстонии в краткий период ранней независимости между войнами и перед тем, как она была проглочена Советским Союзом; так же в семье был юрист превратившийся в дипломата, который представлял страну в Германии и Франции, равно как и в Лиге Наций.
Одной из наиболее внушительных родственников была сестра дедушки Лембита Анна Эпик (Anna Opik) которая - несмотря на бедное детство на берегу финского залива - выучилась 13 языкам, включая санскрит, и перевела "Одиссею" Гомера на эстонский язык, находя при этом время, что бы раздобыть яйца и сосиски для своих братьев, голодавших в то время в охваченной русской революцией Москве.
Однако несмотря на глубокое уважение, с которым относятся к семье Эпиков, существуют секреты, о которых семья не особо хочет поведать миру.
Одним из таких секретов является то, каким образом бабушка Лембита, Алиде (Alide), в тайне родила отца члена парламента - Уно (Uno), вне брака, в то время как ее любовник, Эрнст Юлиус Эпик (Ernst Julius Opik) величайший учёный из всех Эпиков - был женат на другой женщине, Вере (Vera).
Нет сомнений: Эрнст Эпик имел глаз на женщин, хотя эту деталь не найти ни в одной из множества книг про его замечательную карьеру в качестве астронома, ни в его некрологах - рассказывает друг семьи, который пожелал остаться анонимным.
Вы можете увидеть некоторые параллели между Лембитом и его дедушкой – определённо в том, что касается женщин.
Молодой Лембит определённо следовал примеру дедушки, и сделал предупреждение в британском парламенте про астероиды, понимать сущность которых научился сидя на колене у дедушки.
Эрнст провёл вторую половину жизни в Северной Ирландии, работая в Обсерватории Арма (Armagh Observatory), после того, как бежал из разорённой войной Эстонии в самых драматических обстоятельствах.
Когда он умер в 1985, его коллеги назвали его одним из интеллектуальных гигантов Земли и "одним из немногих действительно выдающихся астрономов века".
"Он был первым, кто предположил, в 60-х годах, что может существовать доказательство нахождения воды неподалёку от южного полюса Луны – сейчас этим активно занимается НАСА" - говорит его биограф, доктор Изольд Пустыльник (Izold Pustylnik).
Ребёнком в царской Российской Империи, Эпик скопил столько, что смог поступить в Московский Императорский Университет в 1912.
Когда он окончил его, он остался в России, так же как двое его братьев и сестра. Он работал в обсерватории, когда штормовые облака революции заслонили небо в 1917.
"Я помню однажды у нас с Эрнстом не осталось ничего, что бы накормить нас, кроме кипящей воды в самоваре," - писал Оскар (Oskar), его младший брат, много лет спустя. Именно в этот момент явилась Анна, как ангел - с едой.
Эрнст вступил в Белую Армию, что бы сражаться с большевиками и уехал в Ярославль, где красных вынудили отступить. Именно там у него появилась таинственная невеста. Схваченный большевиками, под угрозой смертной казни он сбежал, убедил их в том, что он использовал фальшивые документы для того, что бы посетить свою замужнюю любовницу в Ярославле. Он вернулся к астрономии, однако остаётся неизвестным, когда и как он встретился со своей будущей женой, Верой Орешкиной (Vera Oreshkina), которой тогда было 20, на семь лет меньше, чем ему.
"Это был бурный романс и они быстро поженились," - рассказывает друг семьи - "она была красивой девушкой с казацкой кровью, приехавшей из Сибири в Москву после революции."
Они поженились и в 1921 Эрнст увёз ее в Эстонию, ставшей независимой страной. Он начал работать в обсерватории города Тарту, неподалёку от тартуского университета, в котором он начал создавать свою репутацию в качестве одного из лучших астрономов в мире.
В 1922 родилась их первая дочь, Мария.
В тоже самое время обозревавший ночное небо Эрнст обнаружил себя в компании серьёзной и привлекательной Алиде Пиири (Alide Piiri), научной ассистентки. К 1925 они стали любовниками.
"Даже теперь для эстонцев неприятна его любовная афера с темноволосой Алиде. Считается неприличным углубляться в эту тему и я не включил его личную жизнь в свою книгу про Эрнеста," - говорит доктор Пустыльник.
В 1926, Эрнст стал отцом еще двух детей - дочери Инны от жены и единственного сына, Уно - от Алиде.
"В начале, Вера не знала об их связи, не говоря уже о том, что у ее мужа был сын с Алиде," - говорит друг семьи.
"Я думаю, она была его Шаловливой Девчонкой и он держал ее существование в секрете. Когда жена узнала, она была рассержена. Однако постепенно она примирилась с тем, что у мужа есть любовница, с которой он проводит ночи, наблюдая за планетами."
"На самом деле это было еще сложнее. У него словно было две жены," - говорит г-н Яанитс (Jaanits).
Эрнст устроил себе дом, где он мог жить с Алиде, но через два года у него родилась следующая дочь от Веры, Элина, после чего он вернулся к Алиде (Alide), которая родила ему ещё две дочери, Хелги (Helgi) и Тию (Tiiu).
Хотя его личная жизнь была беспорядочной, его репутация в качестве астронома достигла такой головокружительной высоты, что в возрасте всего 37 лет в 1930 его пригласили в качестве гостевого профессора в Гарвардский Университет.
Друзья говорят, что годы перед войной, когда он жил с Алиде, были самыми счастливыми в его жизни – одна из фотографий изображает его, очевидно голого - кроме очков - за рулём катера на эстонском озере.
Затем это безмятежное время пришло к концу. Эстония была захвачена Красной Армией в 1940, а годом позже - нацистами. Эрнст не позволил мелочам вроде войны мешать его исследованиям.
Однако в 1944, когда Красная Армия снова вторглась, он решил бежать. "Лучше утонуть в море, чем жить под властью русских" - сказал он.
Когда Красная Армия приближалась, он приказал Алиде и трём ее детям взять фургон до Таллинна, где он сложил пожитки семейства на лошадиную повозку.
Таллинн был покрыт густым дымом – местное население сжигало свои бумаги перед приходом русских, уничтожая свидетельства сотрудничества с немцами. Семья отправилась в Германию, где жила несколько лет в лагерях беженцев.
Эрнст помог также сбежать двум своим дочерям от Веры - Майе и Инне (Maija, Inna). Они перебрались в Америку, однако самая молодая, Элина, 15 лет от роду осталась со своей матерью. У нее не было контакта с отцом вплоть до смерти Сталина десятилетие спустя и она не видела его 34 года.
"Эрнст стал ректором Балтийского Университета для перемешенных лиц и даже опубликовал статьи по астрономии из лагеря для беженцев в Германии," - говорит доктор Пустыльник.
В 1948 ему предложили работу в Арма. Он с радостью согласился. Он оставался лояльным Ольстеру, несмотря на роскошные предложения о работе из Америки. Эрнст перевёз свою семью и продолжил работу до 80-х, получив большинство главных астрономических премий и получив названную в его честь звезду.
Для него, беспорядки, потрясавшие провинцию были мелочью по сравнению с ужасами, которые он пережил в Эстонии. Анна нашла рай во Франции, а его брат Армин стал ведущим геологом в Австралии.
Он остался близок со своим братом Оскаром, который был раньше послом Эстонии во Франции. Когда Оскар состарился, он переехал в Арма и умер там в 1974. Одиннадцать лет спустя, когда Эрнсту стало 91 его прах похоронили вместе с братом в Ольстере.
Для Элины, советского историка, которая умерла в прошлом году, прошло более чем три десятка лет, прежде чем она вновь увидела своего отца и сестёр. В 1978 КГБ разрешило поездку в Америку, где она встретилась с Эрнстом, Майей и Инной.
"Невозможно описать, насколько рады они были увидеть друг друга после столь долгого времени. Это было так радостно," - говорит гн Яанитс.
Сегодня Лембит может посещать Эстонию так часто, как пожелает, о чем его отец и дед могли только мечтать во время своего изгнания.
Он свободно говорит по эстонски и привлекает внимание СМИ к своей любовной жизни, чего его дедушке удавалось избежать.
Если бы Саян Ллойд могла понимать эстонский, она могла бы узнать о своих перспективах, когда Лембит взял ее с собой в Таллинн через шесть месяцев после начала их связи.
Сидя с ней, он получил вопрос не кончилась ли его холостяцкая жизнь. Он перешёл на эстонский, говоря: "Да, однако жизнь продолжается. Иногда случаются интересные происшествия, такие как это."
Когда его спросили, думает ли он о них как о семье, он ответил: "Давайте посмотрим, что принесёт будущее."
А будущее принесло родившуюся в Румынии Шаловливую Девчонку Габриеллу Айримию. Однако, когда эстонцы задали вопрос Лембиту о перспективах его женидьбы, они имели в виду иное: может ли его жена однажды стать их Первой Леди?
Все три бывшие советские прибалтийские государства имеют президентов, привлечённых из диаспор. Литовский Валдас Адамкус (Valdas Adamkus) эмигрировал в Америку, а потом вернулся; латвийская Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga) была канадкой; а эстонский Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) родился в Швеции и вырос в Америке.
Может ли им на смену однажды прийти Президент Лембит Эпик? Если так, то история совершила бы полный круг с момента, как его родственники были изгнаны со своей Родины.
Когда его наконец спросили об этой возможности, Лембит ответил: "Я бы лучше работал с президентом Эстонии, чем был бы им сам. Но если достаточное количество эстонцев напишет мне и попросит сделать это, то возможно я передумаю".
This is London. Lembit and his very cheeky family. 14.04.07.
photo (C) dailymail.co.uk
Комментариев нет:
Отправить комментарий