Российская конфронтация с Эстонией из-за советского военного мемориала прошлой весной поставила Таллинн перед последствиями его очевидной нелояльности Москве.
Всего через две недели после сопряжённых с насилием демонстраций представителей многочисленного русского меньшинства в апреле из-за переноса мемориала "Бронзовый Солдат", Путин распорядился, что бы его правительство выработало ряд мер по повышению конкурентоспособности российских портов, послав тем самым сигнал, что для Москвы балтийский морской и сухопутный транспорт превратился в политический вопрос - не меньший по значению, чем экономический - точно также, как в начальный период его правления во внешней политике таким стал газовый вопрос.
Результат вскоре достиг Таллинского порта, крупнейшего в Эстонии, который обработал на 17,5 процентов меньше грузов, чем в июне прошлого года – падение, которое нельзя объяснить только простыми колебаниями в бизнесе. Некоторые виды связанных с Россией грузов почти исчезли из Таллинна, вместо этого используя транзит через порт Ст Петербурга, говорит Алексей Безбородов (Alexey Bezborodov), глава исследовательского агентства InfraNews.
“Бизнес ощущает и существенно реагирует на политическое напряжение” между Россией и Эстонией, сказал в июле министр транспорта России Игорь Левитин (Igor Levitin). В холодных водах Балтии начинает накаляться конкуренция.
Укол оказался ещё более чувствительным для Эстонской железной дороги. В сентябре Эстонская железная дорога сообщила, что после событий с монументом количество товаров из России упало на 30 процентов и в результате пришлось уволить 200 работников, сообщило RIA Novosti.
У Москвы есть объяснение резкого сокращения железнодорожных перевозок - объяснение, которым она пользовалась и раньше: срочный ремонт железной дороги. Ремонт начался в начале мая, через несколько дней после беспорядков в Таллинне.
“Такой же метод ремонта инфраструктуры был использован по отношению к Литве. [В июле 2006 года] нефтяной трубопровод Дружба был отключён из-за "неожиданно" возникших поломок. И эта реконструкция до сих пор идёт,” - говорит Малышева.
Московские деньги повышают голос
Балтийские официальные лица признают влияние российских транспортных преград, однако не выглядят чрезмерно озабоченными.
Эстонский министр экономики Юхан Партс (Juhan Parts) оценивает, что после инцидента с Бронзовым Солдатом в стране произошло 30-35 процентное падение в объёмах железнодорожных и морских грузов, однако утверждает, что к концу года ситуация улучшится. У Таллинского порта все ещё есть преимущества перед конкурентами, говорит председатель правления порта Айн Кальюранд (Ain Kaljurand).
“Мощности наших терминалов хватит на то, что бы удвоить количество связанных с Россией грузов,” - говорит Кальюранд. “Кроме того, у нас очень стабильные портовые тарифы. Это является нашим преимуществом по сравнению с российскими портами.”
Базовая позиция России во внешних сношениях была выражена, или продемонстрирована вновь и вновь: без доказанной лояльности или сотрудничества нет экономической выгоды. Так случилось с Грузией, чья минеральная вода Боржоми может быть куплена во многих странах, но не в России, якобы из-за соображений здравоохранения, или с польским мясом, запрещённым на тех же основаниях.
Спор с Польшей прервал постоянный диалог между ЕС и Россией на высоком уровне, однако несмотря на разрекламированный единый рынок ЕС “мы можем видеть, что когда речь заходит о собственных интересах, отдельные страны предпочитают забыть о необходимости ориентироваться на ЕС” в своих экономических сделках с Россией, считает Безбородов из InfraNews.
“Германия предпочла заключить с Россией контракт на надёжные поставки газа посредством газопровода Nord Stream вместо того, что бы проявить солидарность с Балтийскими странами и Польшей. В ответ на российский запрет польского мяса не было предпринято санкций. Также и на уменьшение российского транзита через Эстонию вызвало только словесную реакцию со стороны руководителей Европейского Союза”, - говорит он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий