This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

среда, марта 7

Застой в Эстонии

Британский "Экономист" в статье "Наращивая успех. Эстонии нужно новое правительство" выражет неудовлетворение итогами эстонских выборов. Премьер-министр Ансип популярен, но неспособен и единственной надеждой страны на лучшее будущее является президент Ильвес, считает издание. Полный перевод.



"Наращивая успех. Эстонии нужно новое правительство" (Economist.com)

Истории успеха редки в Восточной Европе, хотя и нужны позарез. Возможно поэтому Эстония обычно позитивно освещается прессой и именно поэтому результаты воскресных парламентских выборов были одновременно важными и вызывающими озабоченность.

В 90-х годах легко было заявить, что экономические реформы в после-коммунистическом мире оказались чем-то вроде катастрофы. Не превратил ли "Вашингтонский Консенсус" фискальной стабилизации, приватизации и ценовой реформы миллионы жителей в нищих, в тоже самое время обогатив дельцов? Однако Эстония показала, что разумная денежная политика, быстрая приватизация и свободная торговля могут отлично сработать. Экономика растёт с умопомрачительной скоростью в 11%, безработица почти незаметна.

Так же легко можно было заявить, что посткоммунистические страны были безнадёжными двоечниками, когда речь заходила о реформировании государственной машины. Покуда современный мир превращался в дигитальный, в Восточной Европе можно было обнаружить резиновые штампы, печатные машинки, копировальную бумагу, телексы и длинные, длинные очереди. Эстония развенчала и это. Она может заявить, что практически изобрела "э-правительство" - идею, что граждане могут общаться с правительством через онлайн, ради пущего удобства. Воскресные выборы стали вторыми по счету в Эстонии, на которых избиратели могли голосовать онлайн. Интернет настолько интегрирован в каждодневную жизнь Эстонии, что гостям из других стран это кажется неподъёмным и достойным подражания. Эстония также показала, что маленькая посткоммунистическая страна может противостоять России и выжить.

Это казалось маловероятным в начале 90-х, когда русские солдаты все ещё отказывались уйти, а международное давление с целью вынудить Эстонию принять русский язык в качестве второго государственного и дать автоматическое гражданство любому, кто приехал в страну во время советской оккупации было интенсивным. Примерно треть населения Эстонии состояла из таких мигрантов и их потомков, потерявшихся в крушении СССР.
Крутая позиция Эстонии сработала. Большинство неграждан выучило немного эстонского, треть из них достаточно для того, что бы получить гражданство. Тёмные пророчества этнических беспорядков оказались пустыми. Так что хотя Эстония выглядит благополучной как никогда в своей истории, тем не менее ее друзья и граждане недовольны. Политика в жутком разброде. Коррупция в стране, которая ранее была известна своей честностью, растёт от недели к неделе, а знаменитая склонность к инновациям потухает. Реформы затормозились во многих сферах, а рынок труда сокращается невыносимыми для бизнеса темпами. Поразительно, но некоторые строительные фирмы даже импортируют финских работников: они стоят дорого, но они умелы и скурпулезны. Государственная образовательная система закостенела, а частная неуклюжа и низкокачествена.

Столкнувшись со всем этим предыдущее правительство не воодушевилось, а иногда и оказалось глупым. Премьер-министр, весёлый, но не слишком впечатляющий бывший мер по имени Андрус Ансип (Andrus Ansip), разжёг склоку с местными русскими и Кремлем напрашиваясь на драку по поводу военного мемориала советского периода. Так называемый “бронзовый солдат” является для многих эстонцев неприятным реликтом оккупации. Однако его почитают многие местные русские и неожиданное и настойчивое желание г-на Ансипа перенести его из центрального Таллинна выглядит циничным и безответственным. Тем не менее г-н Ансип популярен. Его Реформистская Партия исключительно показала себя на выборах и сейчас имеет 31 мест в парламенте из общего числа 101 (вместо 19 ранее). А лидер нацеленной на свободный рынок оппозиционной партии, Март Лаар, показал разочаровывающие результаты.

Единственным по настоящему ярким образом Эстонии является ее президент, рождённый в Швеции, получивший образование в Америке тяжеловес по имени Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves). Он недавно наложил вето на закон о бронзовом солдате, удалив его из предвыборной компании. В речи на праздновании эстонского Дня Независимости он раскритиковал коррупцию, самодовольство и остановку в реформах, нападая на “безразличие, грубость по отношению к ближним, высокомерие”. Настоящими врагами Эстонии, сказал он, являются плохие привычки дома, а не давление из-за границы.

Г-ну Ансипу теперь придётся решать, работать ли ему вместе с теперешним коалиционным партнёром Эдгаром Сависааром - задумчивой фигуре, демонизированной эстонскими консерваторами из-за его дружеских связей с Россией. Однако урок, который мы получили от этих выборов состоит в том, что ни в одной стране от Балтийского до Чёрного моря нет нацеленного на реформы правительства и даже Эстония не является больше исключением.

Ссылки:

Комментариев нет: