This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

четверг, января 18

Экономист: стране вредят корруптанты, а не бронзовые солдаты

Европейская пресса освещает резолюцию российского парламента по вопросу военных захоронений в Эстонии. Влиятельное издание "Экономист" в статье озаглавленной "Перекрашивая историю. Прошлое непредсказуемо" раскрывает читателю картину внутреэстонской политики.
Полный перевод.



"Перекрашивая историю. Прошлое непредсказуемо" (Economist.com)
Конфликтное понимание советской истории

В зависимости от того, кому вы симпатизируете, каково ваше образование и исторический опыт, гигантская статуя советского периода в Таллинне, Эстонии может ознаменовать освобождение эстонской столицы от фашизма или изображать "неизвестного насильника" в советской форме, приход которого означал окончание одной оккупации и начало другой.

В Киеве, столице Украины (Kiev или Kyiv - даже написание может вызвать противоречие), церковь святого Кирила является для некоторых драгоценным символом Киевской Руси, сказочного средневекового княжества, из которого происходят как Украина так и Россия, для других - заброшенным музеем, срочно нуждающемся в покраске и разумном руководстве.

Это не академические споры между историками. Эстонский парламент взбесил Россию своим новым законом о военных захоронениях, который позволяет перенести бронзового солдата в пригород.

Такой шаг может стать "подобным уничтожению испанской инквизицией античных текстов и монументов", - заявил Вячеслав Никонов, кремлёвский подручный и внук сталинского министра иностранных дел, Вячеслава Молотова, который договорился с нацистами о разделе Европы в 1939. Из верхней палаты российского парламента Михаил Маргелов, другой тяжеловес внешней политики, призвал к приостановлению дипломатических отношений.

Более тонкое столкновение культур отражается в Св. Кириле, где имеет влияние Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, экклизиастически связанная с Россией. Подготавливаются шаги для того, что бы редекорировать убранство, которое содержит фрески, показывающие жизнь Св. Кирила.
Это вызвает недовольство среди украинцев, которые опасаются, что религиозное и культурное наследие их страны покупается, захватывается или портится их северными соседями. Они подозревают российских религиозных консерваторов в желании принизить роль Украины как претендента на духовное и историческое население Киевской Руси. Даже если это и так, должно существовать общепринятое понимание того, что наилучшим, что можно сделать с хрупкими и редкостными предметами является сначала подвернуть их исследованию. Это невероятно, если, как утверждает один из учёных, внутреннее убранство Св. Кирила действительно не было тщательно отфотографировано и каталогизировано, тем более в стране, где сохранилось немного средневековых монументов и почти никакого иконографического наследия византийского периода.

Спор по поводу бронзового солдата в Эстонии одновременно более банален и более интуитивен. Отчасти его подняла Партия Реформ, член правящей коалиции, которая хочет продемонстрировать свои патриотические креденции перед мартовскими выборами в парламент.
В узком смысле она преуспела. Она заставила эстонцев, которые отрицают все советское, повернуться против эстонцев, которые имеют остатки уважения к храбрости Красной Армии.
Однако трудно утверждать, что Эстония нуждается сейчас в этом споре и ещё более трудно утверждать, что Эстонии нужно тратить свои ничтожные дипломатические ресурсы защищая своё поведение за границей. Большинство западных стран считает, что военные захоронения должны по возможности быть деполитизированы, хотя в данном случае факты и сомнительны. Эстония утверждает, что под монументом нет захоронения военных, Россия говорит, что есть.
В качестве хорошего средства эстонский парламент может объявить 22 сентября, когда советские силы захватили Таллинн "днем памяти сопротивления" и ввести ответственность за публичное демонстрирование нацистских и советских символов.
Достаточно справедливо, можете вы сказать. Однако существует много других вещей, которые в первую очередь должны наделяться вниманием политиков. Обратите внимание на подозрительную ренационализацию эстонской железной дороги, огромную коррупцию в некоторых властных органах, ксенофобские законы против миграции и глупую близорукость в партийной политике. Как однажды сказал доктор Джонсон, патриотизм не всегда обязан быть последним прибежищем негодяя. Однако он даёт удобный камуфляж.

Ссылки:

The Economist. Painting over the past (login). The past is unpredictable (free access). Jan 18th 2007.

Комментариев нет: