"Эстония вырывает будущее из рук грязного прошлого" (IEEE SPECTRUM Online)
Однако ее широкополосный мозг питается викторианским животом. Национальным горючим является бледный коричневый камень, называемый горючим сланцем. Эстония сжигает его, что бы производить электричество на двух массивных электростанциях советского периода, расположенных в приграничной Нарве. Одна из нарвских электростанций до сих пор демонстрирует 15-метровый советский серп и молот на своём кирпичном фасаде.
Согласно словам Дмитрия Липатова, заместителя директора электростанции, сланец даёт 70-90% электроэнергии. Это место является единственным в мире, где "горючий камень", как его называют местные отвечает за обеспечение столь высокой доли национальной энергии.
Из-за зависимости от нефти и изменения климата глобальное устремление к энергетическим альтернативам как никогда актуально. Горючий сланец такого типа, который есть в Эстонии, сформированный древними организмами и спрессованный в течении времени является одним из видов альтернативного горючего: после экстракции его можно измельчить и сжечь как уголь, питая производство электричества. В один прекрасный день появляющаяся здесь новая технология сланца может помочь другим странам понизить их энергозависимость с приемлимыми экологическими затратами. Однако недавняя история этого топлива в Эстонии настолько грязна, насколько это может быть.
Если вы едите на восток из Таллинна вдоль финского залива, как раз перед Нарвой, где 250-метровые трубы вздымаются над горизонтом, пыльные шлаковые горы, почти 100 метров в высоту виднеются по краям дороги. Каждый год сожженный сланец производит около 5 миллионов тонн золы, которую собирают и складывают за 30-метровой насыпью на расстоянии 1,5 км от электростанции. Используя воду золу закачивают на неумолимо растущее поле, так что медно-щелочная сточная вода и дождь переливается на поверхности. Это сюрреалистическое, бриллиантное зеленовато-синие химическое карибское море, полное натрия, сульфата, гидроксида и цинка.
Это ещё не все. Сжигание сланца создаёт маленькие воздушные частицы содержащие тяжёлые металлы. В воздух попадает и оксид азота, мощный парниковый газ и диоксид серы, вызывающий кислотный дождь. В течении года нарвские электростанции выплюнули почти 10 млн тонн диоксида углерода и произвели столько загрязнителей, что сравнялись в этом с загрязнениями всего энергетического сектора Финляндии. Опять-таки, в советское время выбросы электростанций были в 3 раза выше.
На электростанции "Эести" в данный момент стоят восемь 200-мегаватных реакторов. Построенные на петербургском "Ленинградском металлургическом заводе" и обозначенные кириллическими буквами, каждый из реакторов выглядит как автомобильный аккумулятор-переросток. Липатов подходит к реактору номер 8 и указывает на вздымающееся перекрестие сверкающих труб. Высоко в верх простирается первый из бойлеров циркуляции кипящего слоя, которых будет всего 16 - по 2 на каждый реактор, которые значительно уменьшают эмиссию от сжигаемого сланца. Технология была впервые разработана финским филиалом фирмы "Фостер Вилир" (Foster Wheeler), находящейся в Клинтоне. Нью Джерси, 25 лет тому назад. Сегодня возможно установить их в таких огромных размерах, которые требуются на станции "Эести", обеспечивая более эффективное производство электричества и уменьшая затраты на 20%.
Сланец, размельченный до частиц размером 6-10 миллиметров загружается со дна печи и пока смесь сгорает, она выдувается вверх воздушными форсунками с постоянной скоростью пока она не выходит из печи в "циклон", который ловит крупные несгоревшие частицы и не посылает их обратно в печь - создавая петлю-круговорот. Благодаря циркуляции в бойлере сгорание может поддерживаться на более низких, намного более ровных температурах, понижая количество золы и выбросов. Реактор номер 8 имеет так же более эффективные осаждающие электростатические фильтры.
"Фостер Вилер" переделал этот и ещё один реактор за 325 миллионов долларов. Он все ещё создаёт такой же грохот, как и соседние, однако Липатов указывает на расположенные поблизости приборы, которые показывают нулевые выбросы диоксида серы и выбросы оксида азота на уровне 110 миллиграм на кубический метр, намного меньше требуемого в Евросоюзе лимита в 200 миллиграммов на кубический метр.
Это ещё никак не защита окружающей среды. "Эести Энергиа" должна платить 20 миллионов долларов на разные штрафы и компенсации в год. Все еще остается вопрос устранения зольного бассейна, что запланировано сделать в течении следующих трёх лет, используя новую технологию. А в качестве нового члена ЕС Эстония скоро будет должна выполнить более строгие правила по защите окружающей среды, что нелегко.
Однако история "Эести" показывает, что могут сделать простые инвестиции и долгосрочное планирование. “В регионе не хватает энергии, а спрос на неё растёт”, - говорит директор "Эести" Ильмар Петерсен (Ilmar Petersen). “Это независимый источник энергии: мы должны быть счастливы, что он у нас есть, и мы намного более заинтересованы в его использовании, чем в поисках другого”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий