This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

четверг, декабря 27

Эстония по-тайваньски


"Эстония: Балтийский Тигр" (Commonwealth Magazine, Hsiao-wen Wang)

Маленькие страны, продуманные успехи

Несмотря на трагическую историю и неблагополучную географию, этой бывшей советской стране с маленьким населением удается превратить свои слабые стороны в преимущество.

Эстонская столица, Таллинн, знаменита своим старым городом, который восходит к средневековью. Две башни - это все, что осталось от однажды мощной системы врат, построенной в 14-м веке. Башни с их красными крышами поросли зеленью. В своей истории город неоднократно подвергался нападениям и разорению. Даже сегодня цоканье лошадиных копыт по булыжной мостовой словно вибрирует в маленьких улочках старого города. Однако 20 минутная поездка на юго-запад доставит вас из средневекового окружения Старого Города к иконе 21-го века, фирме по телефонным звонкам через интернет, Скайп (Skype).

В 9 часов утра современные офисы Скайпа в пригородах Таллинна все еще погружены во тьму, в то время как 30-летние работники фирмы тихонько работают при свете небольших настольных ламп. На столах не видно ни одного телефона. Хотя eBay купил Skype за 2.6 миллиарда долларов в 2005 году, а сейчас у Skype по всему миру 246 миллионов клиентов, всемирно известная фирма решила оставить подразделение разработок в мало кому известном Таллинне.

Код Skype был создан эстонцами и эстонцы проводят контроль качества всех продуктов Skype. Вся технология находится здесь,” - с налетом гордости в голосе говорит представитель Skype Виллу Арак (Villu Arak).
На пути Эстонии к успеху в качестве малой страны, Skype занимает главное место, опираясь на национальное мастерство в развитии основанной на знаниях индустрии.
Штаб-квартира в Таллинне является мозгом Skype и в следствии этого его крупнейшим представительством в мире. Здесь тихо работает более 300 эстонских инженеров, уткнувшись в точильный круг, пытаясь создать следующий большой продукт.
Когда корреспондент посетил фирму, Skype как раз собирался выпустить наладонное устройство в Британии, Гонконге и шести других странах, в сотрудничестве с мобильным оператором, который принадлежит Hutchison Whampoa. Новый Скайпфон (Skypephone) позволяет клиентам звонить бесплатно в сети Скайп на ходу, без доступа к компьютеру. Новое наладонное устройство, которое снабжено 2-мегапиксельной камерой, плеером MP3, возможностями мультимедиа 3G и специальными ключами Skype, было произведено китайским производителем наладонных устройств Amoi Electronics. Трудно поверить, что за этим столь знаменитым Скайпфоном скрываются никому неизвестные, тихие, молодые эстонцы.

Маленькая страна перегоняет всех

Поздно вступившая в игру глобализации Эстония отыграла в свою пользу благодаря тому, что приняла на себя роль инноватора.
По прошествии полувека стального советского правления, три маленькие балтийские страны, Эстония, Латвия и Литва приняли рыночную экономику. За период после восстановления независимости в 1991 бывшие неудачливые советские республики превратились в ярчайшие звезды Европы.
Признавая факт быстрого экономического взлета европейцы прозвали их “балтийскими тиграми.”
Цифры говорят сами за себя - Балтийские Тигры стали экономически наиболее быстро растущими странами в Европе за последние годы.

Среди этих трёх Эстония провела наиболее радикальные реформы и достигла наиболее быстрого прогресса. При населении всего 1.3 миллионов человек, в Эстонии проживает меньше людей, чем в тайваньской провинции Taichung. Однако в прошлом году Эстония экономически росла быстрее, чем Китай, а её национальный доход вот-вот догонит тайваньский.

ВВП Эстонии по покупательскому паритету в этом году показал 21,000 долларов США на человека и был наиболее высоким среди Балтийских стран, согласно статистике Международного валютного Фонда (IMF). В прошлом году Эстония имела 26 позицию, наступая на пятки Южной Корее в показателях Мирового Индекса Конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) от Всемирного Экономического Форума. В этом году Эстония упала на 27 место, однако все еще остается далеко впереди Китая, экономик Восточной Европы и Ближнего Востока.

Британская BBC прозвала Эстонию “пионером интернета” и лидером интернет-революции. В то время как Тайпей с гордостью называет себя образцовым “дигитальным городом,” в марте Эстония стала первой страной в мире, где используется удаленное голосование через интернет при выборах парламента.

Захватывающий дух экономический рост Эстонии постепенно начинает замедляться, что рассматривается в качестве благоприятного фактора “мягкого приземления.” Эстонский центральный банк изменил свой прогноз экономического роста в следующем году с 8.4 процентов до 7.3 процентов, что должно в необходимой мере остудить перегретую экономику и обуздать сорвавшиеся с цепи цены на недвижимость.

Начиная со Средних Веков Эстония пережила зачастую репрессивные иностранные режимы, находясь под управлением Дании, Швеции, Германии и Российской Империи. Однако после восстановления независимости страна стала самой собой.
Каким же образом это малое государство на побережье Балтийского моря смогло так быстро влиться в ряды развитых стран?
В случае Эстонии малые размеры являются конкурентным преимуществом. Эстония и её балтийские соседи Латвия и Литва вместе имеют меньше 7 миллионов человек населения. Это меньше трети населения Тайваня, однако территория Балтийских Тигров вместе в пять раз превышает территорию Тайваня. Их совместное ВВП дает примерно 102.2 миллиардов долларов, даже не треть ВВП Тайваня и меньше одного процента от еврозоны. В мировом масштабе экономики Балтийских Тигров являются не более чем каплей в океане. Однако именно благодаря тому, что Эстония мала, она способна быстро реагировать и преобразовывать себя в магнит для инноваций в правительственном, технологическом и частном секторе. Эстония быстро действует на трёх фронтах: правительство быстро проводит реформы, предприятия умеют быстро производить инновации, а люди быстро приспосабливаются.

Малая страна, быстрые реформы

Скорость является нашим самым большим преимуществом,” - объясняя загадку Эстонии говорит Марек Мяги (Marek Mägi), директор "Enterprise Estonia", правительственной организации, которая продвигает экспорт и инвестиции. Покинувший этот мир Леннарт Мери (Lennart Meri), первый выбранный президент Эстонии периода независимости, был автором, сценаристом и директором фильмов. В течении девяти лет периода в должности президента он подстегивал людей воодушевляющими речами. Поднимая дух народа, Мери привел страну к великому повороту от советской республики к ориентированной на Запад рыночной экономике. Однажды Мери сказал, что когда дело доходит до реформ, большие страны напоминают массивные круизные корабли, которые медленны и которым трудно маневрировать. Маленькие же страны напоминают каноэ, подвижные и легкоуправляемые. Это означает, что если они попадают на неправильный путь, их всегда можно повернуть, что снижает риск провала. И эстонская лодка двигалась вперед на большой скорости именно поэтому, что не боялась провала.

Хейкки Мяки (Heikki Mäki), директор фабрики по электронной сборке Elcoteq Tallinn, переехал в Эстонию из Финляндии 15 лет тому назад. Благодаря низким зарплатам, Эстония быстро стала тайным оружием производства скандинавских технологий. В 90-х годах эстонское правительство провело серию сверхбыстрых финансовых реформ. Оно задало тон для экономики, внедрив фиксированный обменный курс, что бы снизить инфляционное давление в первые годы после обретения независимости, и приняло плоскую налоговую систему для того, что бы привлечь иностранных инвесторов. Когда семь лет тому назад Эстония отказалась от налогов на корпоративные прибыли и снизила налог на личный доход до 22 процентов, деньги полились из Скандинавии - тенденция, которая продолжается и сегодня. Три года тому назад балтийские страны присоединились к Европейскому Союзу. Проведенная одним ударом ликвидация таможен и тарифов, квот и прочих торговых барьеров позволила балтийским странам вспрыгнуть на движущуюся платформу скандинавского экономического роста. В течении первого года после вступления в ЕС Эстония привлекала больше всего прямых иностранных инвестиций среди всех десяти новых стран ЕС, превзойдя Чешскую Республику, Словакию и другие восточноевропейские страны, которые больше всего полюбились инвесторам с Тайваня.

Добрый сосед Скандинавия

Скандинавия много сделала для быстрого экономического роста Эстонии. В прошлом году Финляндия и Швеция дали 65 процентов всех прямых инвестиций в Эстонию, размером в 118 миллиардов евро. В таллинских пригородах скрывается и крупнейшая в Европе фирма по производству электронных устройств Elcoteq, которая в прошлом году продала на сумму в 4.3 миллиардов евро. Неудивительно, что крупнейшими клиентами таллинской фабрики Elcoteq являются финский производитель ручных устройств Nokia и шведский телекоммуникационный гигант Ericsson. До сегодняшнего дня таллинская фабрика остается крупнейшим производителем Elcoteq, у которого есть фабрики в одиннадцати странах и который делает бизнес с 16 странами по всему миру. Подчеркивая тесную связь Elcoteq со Скандинавией, на столе директора таллинской фабрики Хейкки Мяки валяются визитки нескольких руководителей Ericsson. “Такие преимущества, как географическая близость, низкие зарплаты и налоги помогли росту "Elcoteq Tallinn",” - объясняет Мяки, гражданин Финляндии, который переехал со всей своей семьей в эстонскую столицу. Из-за его теперешней работы он чаще посещает Китай, Индию и Эстонию, чем Финляндию. Благожелательное отношение к бизнесу и углубленная экономическая интеграция со Скандинавией позволили Эстонии быстро выбраться из теней советского прошлого и направить экономику "слева направо". Финляндия, расположенная напротив Эстонии на другом берегу Балтийского моря служит для нее зеркалом и моделью, равно как предоставляет ускоренные возможности глобализации. “Если Советский Союз учил нас как не следует делать, то Финляндия учит нас как следует делать,” - говорит директор "Enterprise Estonia" Мяги. Благодаря схожим языку и культуре – эстонский и финский языки относятся к финно-угорским языкам – Финляндия является для Эстонии чем-то вроде старшего брата. На этом фоне демократическая политика, свободная экономика и упор на равенство неизбежно обретают почву в Эстонии.

Малая страна, быстрые инновации

Поскольку индустрии Эстонии являются маленькими и молодыми, они овладели процессом инновации. Когда в 1991 году, после падения Советского Союза эстонцы обрели формальную независимость, половина эстонцев не имела телефонной линии. Шестнадцать лет спустя проникновение мобильных телефонов в бывшей коммунистической стране достигло поразительных 123 процентов. В Эстонии люди используют мобильные телефоны для того, что бы платить за парковку и автобусные билеты, совершать банковские транзакции или платить налоги по интернету. Всего за 16 лет появилось 40,000 частных предприятий, которых при советском правлении не существовало. Наиболее значимые инновации приходятся на сектор информационной технологии, биотехнологии и биомедицины, которые являются требующими знаний отраслями. Посетителей теплых и элегантных таллинских офисов Docobo Ltd., ведущей эстонской фирмы телемедицины ждет сюрприз. Директор Docobo Ардо Рейнсалу (Ardo Reinsalu) демонстрирует наладонное электронное устройство, которое выглядит как компьютер palmtop и позволяет пациентам следить за своим пульсом, электрокардиограммой, кровяным давлением - в домашних условиях. Присоединенное к стандартной телефонной линии, устройство передает показания в центральную базу данных. В госпитале доктора могут обратиться к данным пациентов и ответить им напрямую. В Британии несколько тысяч пациентов уже используют стоящую 45 евро в месяц услугу телевизионного здоровья doc@HOME, которая была создана при финансировании эстонского правительства и ЕС. В проекте участвует девять партнеров из четырех стран. У директора Docobo Ltd. Ардо Рейнсалу есть много идей о том, как использовать новые технологии. Он находится в постоянном поиске международных партнеров, которые смогли бы помочь довести новые устройства до коммерческого вида.

Способность маленькой Эстонии экспортировать медицинские услуги опирается на инновационные способности этой маленькой эстонской фирмы. “У нас же ничего нет. Единственное, что мы имеем это мозги,” - говорит Рейнсалу, объясняя, почему инновации является козырным тузом этой малой нации. Эстонский национальный характер - для достижения цели использовать мозги, а не грубую силу – отражается даже в фольклоре. Слуга Кавал Антс (Хитрый Ганс) не имеет оружия, а опирается на своё остроумие, чтобы перехитрить своего хозяина Старого Ника, гигантского фермера, который скорее глуп, чем злобен. Кавал Антс в конце концев достигает небес, сидя на лбу великана. Также как и этот сообразительный фольклорный герой, карлики эстонской индустрии изначально отдавали себе отчет о необходимости подзанять силы у других, чтобы увеличить свою собственную, производя инновации и в тоже самое время с удобствами обустроившись на мощных плечах скандинавских гигантов. Телемедицинские услуги Docobo являются инновационным плодом многонациональных усилий: таллинская команда Docobo размером в 100 человек отвечала за разработку программного обеспечения, в то время как шведскому партнёру дали задачу по обеспечению качества и медицинского оборудования, а британский партнёр отвечал за коммерциализацию и производство аппаратного обеспечения. В сотрудничестве с эстонским Госпиталем Тартуского Университета в течении нескольких лет Docobo провел клинические испытания doc@HOME - системы мониторинга здоровья - в Британии, Германии, Финляндии и Португалии. “Мы не можем делать всего – научные исследования и разработки, маркетинг и производство – это было бы слишком дорого,” - аргументирует Рейнсалу. Он отмечает, что в качестве малой фирмы Docobo нуждается во внешних академических ресурсах и нацеливается на иностранные рынки.

Эстонский провайдер мобильных решений Regio Ltd. является другим малым предприятием, которое осуществляет быстрые инновации, в тоже самое время стоя на плечах гиганта. Яан Ягомяги (Jaan Jagomägi), директор Regio, в раннем возрасте занялся картографией, поскольку его отец был профессор географии. С 18 лет он помогал своему отцу рисовать карты и обозначения к картам. В возрасте 24-х лет Ягомяги принял на себя картографическую фирму своего отца и начал дигитализировать карты, предоставляя клиентам услуги географических данных и локализации. В настоящее время спектр клиентов Regio охватывает людей со всего мира, от шейхов Саудовской Арабии до обычных граждан Индии. Regio продает свои основывающиеся на месторасположении услуги, которые предоставляют специфическую информацию о месте расположения мобильным потребителям в движении, всего в 117 странах мира. К настоящему моменту количество зарегистрированных пользователей достигло более чем 100 миллионов. Тем не менее Regio остается малой фирмой с 80 человек работников и с годовым оборотом в 44 миллионов евро. Тем не менее, эстонское правительство присвоило Regio титул “Интернашионалайзер 2006.” В своей рассылке "Enterprise Estonia" охарактеризовало Regio в качестве фирмы, которая покорила восточную часть земного шара. “Мы способны совместить вместе картографический и программерский таланты. У телекоммуникационных гигантов нет таких способностей,” - с гордостью отмечает Ягомяги. Гигантом промышленности, который оказал помощь Regio в достижении международного прорыва являлся Ericsson. Семь лет тому назад, когда Ericsson начал разрабатывать мобильные позиционные услуги в Эстонии, две фирмы объединили усилия. В настоящее время примерно треть всех доходов Regio все еще приходит от Ericsson. Такая быстрая инновация со стороны малых фирм является результатом как исторического совпадения, так и мудрости лиц, ответственных за принятие решений. “В момент, когда после обретения независимости открылось окно возможностей, мы создали наиболее продвинутое оборудование услуг интернета и дигитализации,” - говорит директор Docobo Рейнсалу.

Эстония, которой пришлось строить свою современную экономику с нуля, сразу же, с самого начала внедрила самые последние технологии. “Мы не лучше всех, мы особенные,” - скромно, но уверенно отмечает Ягомяги. Общаясь с представителем Skype, Араком, который в советское время был ребенком, убеждаешься, что полсотни лет советского правления и отсталой изоляции привели к тому, что у молодых эстонцев возникло желание как можно быстрее принять остальной мир. “Мы не можем ждать пока догоним мир,” - четно признает Арак.

Несмотря на определенный комплекс по поводу малюсеньких размеров своей страны, эстонский склад ума быстро изменился и люди готовы показать себя в мире. Вращающиеся двери фойе никогда не останавливаются в Radisson, пятизвездочном отеле в центре Таллинна, поскольку через них протекает сплошной поток директоров в костюмах, с портфелями в руках. Что бы подчеркнуть предпринимательский дух эстонцев американский писатель Эрнст Хемингуэй (Ernest Hemingway) однажды написал, что в каждом порту мира вы найдете по крайней мере одного эстонца.

Насмехаясь над студеным бризом Балтики бесчисленные пассажирские лайнеры и круизные корабли не перестают заходить в порт Таллинна. Толкаемая мощным ветром реформ и индустриальных инноваций, направляемая верной рукой готовых к переменам людей, маленькая лодка Эстонии устремляется вперед, к лучшему будущему.

Ссылки:

Commonwealth Magazine. Small Countries, Smart Successes. Estonia: the Baltic Tiger. Hsiao-wen Wang. Nov 21, 2007.

Комментариев нет: