This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

среда, июля 18

Кому терминал?


"Нефтеторговцы расхватывают попавшие в передрягу эстонские терминалы" (Reuters, Dmitry Zhdannikov, Denis Pinchuk)

Мировые энергетические трейдеры покупают эстонские нефтяные терминалы у российских и местных инвесторов, чей бизнес потерпел ущерб от политических трений между Москвой и Таллинном, сообщают трейдеры. Они говорят, что продажу вызвали многократные перебои в ре-экспорте российских очищенных нефтепродуктов, в то же самое время как торговые кампании увидели возможность изменить логистику поставок на терминалы. В результате двух недавних сделок, включавших в себя базирующихся в Швейцарии трейдеров, "Mercuria" купила долю в эстонском терминале в порту Мууга, в то же самое время как "Trafigura", третий по размерам независимый торговый дом в мире, инвестировала в терминал в Силламяе, сообщили торговцы.

Российская группа Северстальтранс ведёт переговоры с "Royal Dutch Shell" и голландским "Vopak" с целью продажи своих крупнейших в стране нефтяных топливных терминалов "EOS" в порте Мууга и Маарду. "Перспективы эстонских терминалов не слишком хороши в данный момент, однако кто-то может возразить, что после недавних событий приобретение стало более дешевым," - сообщил торговый источник при крупном игроке на рынке. "Торговые дома обычно пытаются получить доступ к погрузочным средствам так как без них бизнес идёт плохо."

Российская государственная железная дорога начиная с мая вводила неоднократные санкции на поставки в эстонском направлении, после того, как отношения с Таллинном ухудшились из-за переноса монумента Красной Армии в этой бывшей советской республике. Предыдущие сокращения остановили экспорт газолина и нафты через Эстонию, оставив практически пустыми занимающиеся лёгкими продуктами терминалы "Alexela" в Палдиски и Силламяе.

Удар мазутом

Источники среди трейдеров сообщили, что последний виток ограничений на этой неделе повлияет на мазут -- ключевой экспорт, который до сих пор не был затронут -- поскольку нефтяным фирмам приказали уменьшить наполовину отгрузку в порты Мууга и Маарду.

Эстония является транзитным направлением для 25 миллионов тонн топлива в год или примерно четверти всего экспорта нефтепродуктов России. Она также является важным транзитным направлением для угля, металлов, древесины и химикатов. "Alexela Logistics" приобрела 100 процентов в "Sillamae Oil Terminals", а "Trafigura" является миноритарным владельцем акций в "Alexela" - сказал член правления Алекселы Аарто Эйпре (Aarto Eipre). Он отказался от дальнейших комментариев. Источники, близкие к сделке сообщили, что "Trafigura" обязалась выделить 60 миллионов евро (83 миллионов долларов) в помощь при покупке терминала у россиян Евгения Малова (Yevgeny Malov) и Андрея Каткова (Andrei Katkov). Представитель по связям с общественностью "Трафигуры" подтвердил, что его фирма являлась миноритарным акционером "Алекселы".

В прошлом году терминал экспортировал 300,000 тонн российских продуктов, в основном мазут от TNK-BP, однако Эйпре сказал, что объёмы могут возрасти до нескольких миллионов к концу года. "Я слышал, что "Trafigura" может сосредоточиться на смешивании путём ввоза продуктов из российских портов по морю, если железнодорожные перевозки не возобновятся," - сказал один из торговцев.

TNK-BP вместе с нефтеперерабатывающим заводом Кириши фирмы "Surgut" и ярославским нефтеперерабатывающим заводом, который на половину принадлежит TNK-BP и "Gazprom Neft", являются ключевыми поставщиками через Эстонию. Чем меньше они посылают груза, тем меньше сегодняшние владельцы заинтересованы в поддерживании своих долей в терминалах, говорят трейдеры.

В прошлом месяце группа российских бизнесменов продала фирме "Mercuria" терминал "Eurodek", который оставался практически пустым более года несмотря на то, что был отдан в долгосрочный лизинг "Shell". "Балтийские терминалы остаются ключевым рынком для большинства крупных торговцев и конкуренция все еще велика. Покупка терминала в новом члене Европейского Союза и НАТО в какой-то момент в любом случае пригодится," - сказал трейдер от западного торгового дома. Другой трейдер сказал, что покупка Евродека могла быть вызвана другим интересом. "Идут слухи, что "Mercuria" подумывает об IPO, а терминал в Балтии является хорошим усилителем активов перед выходом на старт," - сказал он.

Ссылки:

Reuters. Oil traders snap up Estonian terminals snared in row. By Dmitry Zhdannikov and Denis Pinchuk. Wed Jul 18, 2007.

Комментариев нет: