This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

воскресенье, марта 2

Лучшие европейцы


"Маленькая страна, большие идеи" (The Guardian, Margus Laidre)

Эстония показала, что не трудно одновременно быть патриотом и настоящим европейцем.

В воскресенье Эстония отметила 90-летнюю годовщину существования своей страны. В 1913 году, за пять лет до её основания заслуживающая уважения и полного доверия Британская Энциклопедия написала об эстонцах:
"Как раса, они имеют явные черты своего урало-алайского или монгольского происхождения с низким ростом, отсутствием бород, косыми глазами, широким лицом, низким лбом и маленьким ртом. В дополнение к этому они являются маленькими, плохо сложенными людьми с длинными руками и тонкими, короткими ногами."
Что же изменилось за 95 лет? Короткий ответ состоит в том, что по крайней мере ноги стали длиннее.

История поздно достигла Эстонии. Римляне никогда не заходили так далеко, хотя Тацит описал эстонцев качестве народа, живущего на краю известного мира в своей "Германии" (там же он сделал несколько неприятных замечаний по поводу финнов).
Христианство впервые расцвело у нас почти на 1000 лет позже, чем Св Августин прибыл на Британские острова, чтобы стать первым архиепископом Кентерберийским.
Однако не стоит заблуждаться. Парадоксально, Эстония одновременно является старой страной и молодым государством. История эстонцев уходит в прошлое на 50 столетий, однако эстонское государство родилось только по окончании Первой Мировой Войны, 24 февраля 1918 года.

Другой парадокс состоит в том, что из 90 лет существования государства, более половины эстонцы провели вне политической карты мира, вместе с Польшей, поведя себя словно канарейки, когда диктаторы в Москве и Берлине решили разделить между собой Европу и на горизонте показались штормовые облака.

Стоит помнить о том, что война вспыхнула только после того, как западные державы отказались вмешиваться. Это привело к тому, что кризис оказался намного более дорогостоящим, чем он был бы, если бы они вмешались ранее.
Вместо того, что бы помочь чиновник британского Министерства иностранных дел написал, в декабре 1941 года: "Мне не кажется, что независимость Балтийских стран является европейской необходимостью."
Этот джентльмен жестоко ошибался. К счастью, его точка зрения не возобладала.
У Стинга есть песня, называющаяся "История нас ничему на научит". Это прекрасное музыкальное произведение, однако я не согласен с ним: нам следует обвинять не историю, а свою неспособность учиться.

Наше прошлое, наши испытания при тоталитаризме, те из нас, которые были убиты, заключены и депортированы, то, что в вкратце является нашим историческим опытом, формирует основу общих ценностей сегодняшнего демократического мира.
В Европе не существует людей, которые не о чем жаловаться. Идея потерь является важной, фундаментальной частью жизни. Жизнь после потери, оплакивание того, что было потеряно, это также означает прощание себя.
Прощение не означает забвения, поскольку забвение означает повторение прошлого, а этого нам не следует делать никогда. Именно на этой основе мы строим свое общее будущее, уверенно опираясь на опознавание того, что ужасы тоталитаризма должны быть навсегда изгнаны.

Нам следует одновременно видеть будущее, настоящие и прошлое, учиться у прошлого и видеть ошибки, которые были сделаны. Поэтому эстонские солдаты сражаются сегодня плечом к плечу с британскими солдатами в афганской провинции Хелманд.

Выраженное в цифрах наше присутствие ограничено "только" 125 солдатами. Однако если рассматривать их количество на душу населения, то оно является значительным: на 100 тысяч жителей у Эстонии участвует 9 солдат; у Британии почти 13, а у США 5.
Такое участие является важным, потому, что европейская история 30-х годов научила нас, что со злом надо сражаться вне зависимости от того, где оно проявляется, до того, как оно станет слишком сильным.
Можно долго рассказывать о специфике маленьких размеров. Маленькие страны жизнеспособны; маленькие страны обычно не развязывают войны; у них нет амбиций больших держав о руководящей роли или о морской мощи.
Существуют и недостатки. В длительной перспективе Европейский Союз может развиваться только при поддержке стратегической коалиции, которая включает в себя ключевые большие страны. Ничего не будет происходить, если об этом не договорятся большие страны.

С этой точки зрения лидирующая роль Соединенных Штатов является одной из важнейших для будущего Европы. С точки зрения Эстонии эта задача выглядит так, что нам надо сделать все для того, что бы Европа была сильна. Как сказал ушедший от нас президент Леннарт Мери (Lennart Meri): "Европа это не карнавал и не пивной фестиваль".
Послание нашим друзьям в Соединенном Королевстве гласит: не бойтесь Европы, так как можно одновременно быть как британским патриотом, так и хорошим европейцем.
Поскольку мир вокруг нас становится все сложнее, растет необходимость иметь под рукой точные ответы на вопросы, которые встанут завтра. Пока кажется, что у нас больше вопросов, чем ответов. Важно помнить о том, что решения могут предлагать не только самые крупные страны. Сейчас такая возможность стоит перед любой маленькой европейской страной, способной мыслить масштабно. Мне хотелось бы верить в то, что мой страна, Эстония, к этому готова.

В 1993, более чем за 10 лет до того, как мы стали членом ЕС, доктор Отто фон Габсбург (Otto von Habsburg) заявил в ходе своего выступления на лекции в память Чарльза Странски (Charles Stransky) в Лондоне: "Не забывайте об эстонцах. Они - лучшие европейцы". Я действительно надеюсь на то, что он был прав.
Ах да, светит ли в Эстонии хоть когда нибудь солнце? Лучшим способом узнать это является приехать и посмотреть самому.

Ссылки:

The Guardian. A small country thinking big. Margus Laidre. February 28, 2008.

1 комментарий:

Helga Nukk комментирует...

"Нам следует одновременно видеть будущее, настоящие и прошлое, учиться у прошлого и видеть ошибки, которые были сделаны. Поэтому эстонские солдаты сражаются сегодня плечом к плечу с британскими солдатами в афганской провинции Хелманд" - .

Вследствие чего Эстония стала оккупантом и угнетателем другого народа, который теперь имеет моральное право мести. Эстонский народ знает, что угнетённый народ будет сражаться и мстить до победного конца - так почему же Эстония опустилась до участия в несправедливых захватнических войнах?
Где же адекватная оценка ошибок прошлого?