"На холодном ветру" (The Economist)
Когда Россия щелкает кнутом - реальным или воображаемым, это в большей степени психологическая, чем физическая угроза
Настроение царит тревожное. По сообщениям официальных лиц, Кремль наращивает военную группировку в приграничной Псковской области. Похоже, что сценарий военных игр, проведенных там недавно, включал в себя новое завоевание балтийских государств. В последние месяцы частые и категорические запросы на использование их воздушного пространства самолетами Кремля подчеркнули уязвимость трех небольших государств. 'Если мы каждый раз будем говорить 'да' - это прецедент, если скажем 'нет' - это инцидент', - говорит обеспокоенный латвийский чиновник. Несколько самолетов, переданных союзниками по НАТО, пытаются патрулировать небо этих стран, к тому же имеется отличная система радаров. Однако сдержать нарушителей воздушного пространства не может ни одна ПРО.
Когда Россия щелкает кнутом - реальным или воображаемым, это в большей степени психологическая, чем физическая угроза. Цель - подорвать уверенность прибалтов в себе и, возможно, также ослабить их на других фронтах.
Из них самый жаркий - энергетический. Прибалты, которые зависят от поставок российского газа и часто подвергаются нефтяной блокаде со стороны России, хотят совместно с Польшей построить новую АЭС. Переговоры продолжаются уже год, но пока не привели к каким-либо подвижкам. Возможно, проблема в какой-то мере связана с различиями в религиозных традициях. Католические Польша и Литва считают, что тексты вторичны по отношению к вере: прежде, чем переходить к деталям, они хотят добиться твердой эмоциональной поддержки проекта. Протестантские Эстония и Латвия хотят, чтобы все детали проекта были четко прописаны прежде, чем начинать в него верить.
Россия тоже хотела бы принять в нем участие. 'Надеюсь, что будет публичный тендер. Российские компании могут выступить с очень конкурентоспособной заявкой', - заявил президент России Владимир Путин латвийской делегации в ходе недавнего визита. Такие инициативы высвечивают самую большую слабость прибалтов - их открытую, либеральную экономику. Если даже Британия, Германия, Италия и Нидерланды (назовем лишь несколько стран 'старой Европы') не смогли воспрепятствовать проникновению российского капитала в цитадели своей экономики, то как же гораздо более бедным и слабым прибалтам совладать с колоссальными искушениями ведения бизнеса с врагом?
Особенно остро эта проблема стоит в Латвии, где бизнес-магнаты играют важную роль в политике. Их величайшая слабость - деньги - является и мощнейшим оружием России. Это беспокоит другие прибалтийские страны, которые подозревают Латвию в мягкотелости.
Латвийские лидеры смотрят на это иначе: их соседи слишком задиристы и не могут адекватно понять Россию. Взаимная выгода возможна. 'Наша линия такова: 'не дразнить и не потакать', - лукаво говорит один высокопоставленный чиновник. Договор о границе с большим запозданием должен быть ратифицирован российским парламентом. Затаив дыхание, латвийские чиновники надеются на то, что российская делегация высокого уровня посетит Ригу для официального обмена документами.
Разногласия прибалтов помогают Кремлю. С 1990 г. его политика - сознательно или несознательно - сводится к стравливанию балтийских государств друг с другом. Одной стране льстят, отношения со второй замораживают, третью - игнорируют. В настоящий момент в глубокой заморозке отношения с Эстонией, а Латвия у Кремля в фаворе. Когда в мае Кремль обрушил гнев на Эстонию, казалось, что некоторые латвийские лидеры колеблются поддержать северного соседа (хотя практическая помощь и проявления сочувствия были, и эстонцы приняли их с благодарностью).
Западный Берлин выжил благодаря силе воли - своей и своих союзников - и единству. Именно это так нужно сегодня балтийским государствам.
Ссылки:
The Economist. Facing a cold wind. Jun 28th 2007.
InoSMI.ru. На холодном ветру ("The Economist", Великобритания). 29 июня 2007.
1 комментарий:
Hi Rus. I'm afraid I can't understand a thing here, but I wanted to stop in and thank you for your comment at Politics Plus. Please understand that I meant no insult to Estonia or Estonians. I found your comment eye opening. Thanks!
Отправить комментарий