This blog (retired) is about Estonia's coverage in the
Western press and mainly contains excerpts as well as
full translations of select pieces into Russian.

четверг, июня 14

Евреи и монумент


"Эстонские евреи помалкивают о скандале с переносом советского мемориала" (JTA, Matt Siegel)

Политические активисты с обоих сторон стараются вовлечь небольшое количество проживающих в стране евреев в яростный спор по поводу решения правительства перенести военный мемориал советского периода.

"Бронзовый Солдат", статуя, представляющая солдат Красной Армии периода Второй Мировой Войны, была перенесена со своего места в самом центре города на военное кладбище на городской окраине, что вызвало беспорядки и месть российского правительства. Один из устроивших беспорядки был убит, 150 ранены и более 1000 арестованы в ходе вспышки уличного насилия, наихудшей за период после 1991 года, когда страна покинула советскую орбиту.

Местные евреи стараются остаться в стороне от того, что превратилось в международную разборку. "Мы не хотим стать солдатиками в большой войне," - говорит Александр Дусман (Alexander Dusman), председатель маленького еврейского сообщества Ида-Вирумаа в северо-восточной Эстонии. "Очень трудно быть в центре."

Этнические русские, которые составляют четверть от 1.3-миллионного населения Эстонии, рассматривают состоявшийся весной перенос статуи в качестве оскорбления Советской Армии, которая освободила Эстонию от нацистской оккупации в 1944. Многие этнические эстонцы, составляющие большинство населения, рассматривают статую размерами 6 футов 5 дюймов в качестве беспокоящего напоминания о 47 годах послевоенной оккупации Эстонии. "Для русских это символ освобождения," - скзал Дусман. "Для эстонцев это символ подавления." Сторонники этнической позиции стараются заполучить поддержку евреев в качестве штампа одобрения, в пику российским обвинениям в том, что эстонский национализм отдаёт фашистским ревизионизмом. Пророссийские оппоненты решения о переносе статуи верят, что эстонские евреи должны быть разъярены недостатком уважения по отношению к армии, которая освободила их страну от нацистов.

Ни одна крупная еврейская организация Эстонии не заняла формальной позиции по этому вопросу, намереваясь рассматривать его как внутренний. Эстонское еврейское население составляет не более 3500 человек. Сообщество Дусмана на заседании правления пришло к консенсусу, что решение правительства было плохо продумано, однако не обнародовало своё мнение. "Может быть, лучшим для еврейского сообщества сейчас является оставаться нейтральным," - говорит он. Один из израильских жителей города описал сцены разгромленных в ходе беспорядков эстонских витрин как зловещее напоминание о "хрустальной ночи" в нацистской Германии в ноябре 1938-го. "Это было как ходьба по минному полю," - говорит Ронни Винников (Ronnie Vinnikov), ведущий советник "Global FSU Jewry", работающего на израильское Еврейское Агентство. За беспорядками последовали протесты у эстонского посольства в Москве и Киеве, нарушение железнодорожной и автогрузовой связи между двумя странами, а не так давно еще и нечто похожее на организованные кем-то атаки на вебсайты эстонского правительства, банков и СМИ. Эстонские официальные лица обвиняют российское правительство.

Руководители обоих стран высказались резко. Во время открытия первой послевоенной синагоги в Таллинне, эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) рассказывал о "необходимости независимости" в свете исторических вопросов. Российский президент Владимир Путин (Vladimir Putin) обвинил Эстонию в возвращению к фашизму. "Все они разыгрывают еврейскую карту," - говорит Йосеф Кац (Yosef Kats), редактор еврейского ежемесячника "Ha-Shahar". "Это разбирательство между Эстонией и Россией -- пожалуйста, оставьте нас в покое." Мнение Каца перекликается с оценкой главного раввина Эстонии, Шмуэля Кота (Shmuel Kot), члена движения "Chabad-Lubavitch". "Это не еврейская проблема," - говорит он. "Синагога должна быть выше всего этого." Эстонские евреи находятся в особенно сложной ситуации, связанные не только своим смешанным этническим происхождением, но и историей во все более агрессивном мире послесоветской политики. "У нас эстонцы, украинцы и русские," - говорит Думас. "К сожалению, большинство их находится под влиянием российской пропаганды." Большинство эстонских евреев являются евреями российского происхождения, привезённые советами для работы в качестве квалифицированных специалистов и приехавшие сами в поисках работы и университетских позиций в регионе, который по советским стандартам считался более либеральным по отношению к евреям. Многие разделяют точку зрения правительства России, согласно которой удаление статуи является осквернением. Особенно среди старшего поколения такие аргументы находят сильную эмоциональную поддержку. Один 25-летний переводчик, который пожелал остаться анонимным, вспоминает истории, рассказанные ему прадедушкой, который был увешанным медалями командиром Красной Армии, прошедшим войну от Москвы до Берлина. Молодой человек, выросший в независимой Эстонии испытывает смутные чувства по отношению переноса. "Беспорядки были преступление," - сказал он, добавив, что вина за это лежит на эстонском правительстве. Он также сказал, что российское правительство "могло использовать уголовников" - или участвовавших в беспорядках, что бы усилить анти-эстонскую позицию.

Хотя эстонское сообщество решило сохранять молчание в данном вопросе, некоторые иностранные евреи высказываются. Расположенный в Лос-Анжелесе Центр Симона Визенталя назвал перенос мемориала оскорблением жертв нацизма. "Нельзя забыть, что именно Красная Армия остановила массовые убийства, совершаемые нацистами и их местными приспешниками в Эстонии," - заявил "Associated Press" главный ловец нацистов, Эффраим Зурофф. Берел Лазар, один из двух главных раввинов России и важный союзник Путина, был особенно громогласен, предположив в недавнем заявлении Интерфаксу, что эстонское правительство замешано в попытке оживить нацизм. "Мы знаем, что экстремистские силы поднимают головы в некоторых европейских странах, лелея планы реабилитировать нацистскую идеологию," - сказал он.

Если Эстония -- более известная смешением хай-течного стиля жизни и средневековой архитектуры, чем радикальной политикой -- действительно взращивает мечты реабилитации Рейха, то такое впечатление невозможно получить беседуя с евреями, живущими в этой малой стране-члене Европейского Союза. "Покажите мне другую такую страну, где президент и премьер-министр приходят на открытие новой синагоги и рассматривают это как если бы это было их собственным празднеством," - сказал Кот. Хотя Кот был немногословен в критике высказываний Лазара - духовного лидера, к которому он испытывает огромное уважение - он казался человеком, знающем о трудностях, которые такие высказывания могут создать. "Они всегда рассматривают проблему с очень узкой точки зрения," - сказал он. "Я не думаю, что это поможет ситуации." Еще больше осложняет ситуацию факт, что многие старые эстонские евреи, стараясь свести концы с концами получают как эстонскую так и российскую пенсию. Из-за этого они еще больше не хотят говорить ни за одну из сторон, опасаясь потерять то, что для многих из них является жизненноважным источником дохода. Все-таки, некоторые эстонские евреи готовы высказаться, хотя и не в качестве представителей своих сообществ. Дусман рассматривает кризис как проявление Россией своего желания восстановить свое угасающее политическое и экономическое влияние над бывшими сателлитами. "Что касается меня," - говорит он - "Я уверен, что за этим стоит Россия."

Ссылки:

JTA.com. Estonian Jews keeping mum in fray over relocation of Soviet memorial. Matt Siegel. 06/11/2007.

Комментариев нет: