В видавшем виды бетонном здании рождается программа, наводящая страх на гиганты телекоммуникаций. 200 специалистов-компьютерщиков из 29 стран действуют в институте Кибернетики при техническом университете разрабатывая "Скайп" (Skype), программу-провайдер бесплатной интернет-телефонии, которую "Ибей" (Ebay) в прошлом году купил за 2,6 миллиардов долларов. Наиболее северная и самая маленькая из стран Прибалтики за последние годы проявила себя центром инноваций не нуждающемся в сравнении с Западной Европой и это благодаря настойчивому внедрению политики свободного рынка.
Интернет вошёл в повседневную жизнь Эстонии прочнее, чем во многих западных странах. „Горячая точка АйТи на севере” - как обзор именует Эстонию - имеет одну из наиболее плотных сетей "ВиФи" в мире: уже скоро желающие смогут выходить со своим лаптопом в интернет хоть на морском берегу. Электронное правительство, явление, которое на Западе только начинает появляется, давно практикуется в Эстонии. Многие эстонцы уже сегодня оформляют свои паспорта и медицинские страховки по интернету. Сегодня едва-ли многое напоминает окончившиеся всего 15 лет тому назад советские времена. Страна более напоминает своих скандинавских соседей, с которыми поддерживает тесные связи. На данный момент более 30 скоростных пассажирских морских линий соединяют Таллинн с соседствующим на расстоянии 80 километров Хельсинки, превращая два города в единый бурлящий рыночный регион, которые бизнесмены прозвали „Тальсинки”.
„Мы были удачливы”, рассказывает Марье Йосинг, руководитель эстонского Института Коньюнктуры. „В лице Финляндии, Швеции и Дании мы имеем великолепных соседей”. Благодаря быстро завязанным связям со Скандинавией эстонцам удалось достигнуть самого быстрого переходa в рыночную экономику из всех бывших Советских Республик. И по этой дороге они с тех пор последовательно продвигаются.
С 1994 года в стране действует т.н. „плоское налогообложение”. Налоговая ставка в 23 процентов в ближайшие годы снизится до 20 процентов. Профицитный национальный бюджет, экономический рост экстра-класса (10,5%), безработица первоначально в 7%, однако сейчас быстро падающая, позволяют премьеру от либеральной Партии Реформ, Андрусу Ансипу надеятся, что в течении 10 лет страна достигнет уровня 5 экономически наиболее развитых стран ЕС, которыми сейчас являются Люксембург, Ирландия, Австрия, Дания и Голландия.
Инвестиционный климат благоприятен, в том числе для иностранных предприятий. Первоначально первыми признали преимущества малой страны финские и шведские фирмы. Финский производитель электроники, "Элькотек" производит устройства мобильной радиотехнологии для "Нокии", "Сони" и "Эрикссона". "АВВ" обеспечивает 30% потребностей мирового рынка ветряными генераторами, производимыми на юге страны. Скандинавские финансовые организации, такие как "СЕБ" и "Сампо" создали в Эстонии свои банки и страховые учреждения, которые превратились в лаборатории новых информационных технологий для других входящих в концерны предприятий. Работают офшорные центры обслуживания и администрирования, такие как центры "САС", "Хилтона" и "Арвато". В числе прочих, свой "хайтеч" принесли и германские фирмы: „Динамит Нобель” основал одну из своих самых современных фабрик взрывчатки в Европе. В дополнение ко множеству средних фирм, в Эстонию вложили средства "Сименс", "ЭОН" и "Эгро".
В рейтинге наиболее конкурентоспособных стран швейцарский университет IMD поставил Эстонию на 20 место, а рейтинг "Всемирного Экономического Форума" присвоил ей 24 позицию, в обоих случаях поместив эту страну далеко впереди остальных государств Восточной Европы. Эстония выделяется среди остальных восточноевропейских членов ЕС и по показателям рейтинга наименее коррумпированных стран от "Транспаренси Интернешнл".
Успехи эстонской фирмы полезны другому ганзейскому городу - Ростоку, куда так же заходят корабли Таллинка. Директор порта Ульрих Баэрмейстер (Ulrich Bauermeister) надеется, что эстонская фирма соединит город с соседями в Северной Европе. После Финляндии, Германия является вторым по значению торговым партнёром Эстонии. Другие порты северной Германии тоже с надеждой смотрят на север.
Германские железные дороги разделяют это мнение, участвовав, хотя и безуспешно в конкурсе на покупку железнодорожной фирмы „Эeсти Раудтее”, бизнес которой на 90% основан на дохода от транзита. Эстония является важным путём для российского нефтеэкспорта. Поскольку порты собственно России находятся дальше на севере и регулярно замерзают зимой, нефть грузится на корабли через эстонские порты и транспортируется в Западную Европу.
Однако, вопреки оживлённому грузовому бизнесу, Россия все ещё кажется эстонцам зловещей. "Полиция" – написано на бело-синей маркировочной ленте перед советским памятником погибшим посреди Таллинна, бронзовой статуе красноармейца, которую хочет демонтировать правительство, так как она является символом советского притеснения для большинства эстонцев. Полицейские призваны воспрепятствовать доступу к памятнику возможных демонстрантов русского происхождения и эстонских националистов. Русское меньшинство нельзя назвать незначительным: оно составляет не только четверть населения, но и даёт стране многих важных предпринимателей.
Русско-эстонские отношения с нетерпением ждут улучшений.
Если бы только недоверие против бывшей оккупационной власти не было там столь глубоким. Эстония, как и другие балтийские государства, как можно скорее хочет стать независимой от русского природного газа. Эстонцы с подозрением наблюдают и за немецко-русским проектом газового трубопровода через Балтийское море.
“Западные правительства ведут себя наивно", объясняет экономист Йосинг. “Рискованно делать такое дело с Россией”. На данный момент Эстония выигрывает от отсутствия русской помощи благодаря наличию собственного нефтяного сланца, который, однако, довольно неэкономичен. Электростанции стары и сильно удалены от Таллинна, находясь у русской границы. Толстый электрический кабель, который "АББ" в декабре проложит между Таллинном и Хельсинки для балтийско-финского консорциума на морском дне, выполнит две задачи: с одной стороны обеспечит продажу электроэнергии в Скандинавию в целом, с другой стороны сделает страну более независимой от России.
Однако, успехи процесса развития Эстонии ведут к типичным для высокоразвитых экономик проблемам: быстро растут расходы предприятий. Инфляция высока и отодвигает желаемое Эстонией вступление в европейский валютный союз в далекое будущее. Специалисты АйТи сектора и финансового сектора требуют в Таллинне уже почти такие же высоких зарплат как в Хельсинки. “В такой маленькой экономике быстрое выравнивание зарплат неизбежно”, говорит Йосинг.
Чтобы оставаться конкурентоспособным с такими зарплатами, государство и предприятия должны еще более инвестировать в технологии, ноу-хау и увеличение производительности труда.
В самом деле, дешёвые рабочие руки уже скоро могут исчезнуть. Низкая рождаемость и миграция в Скандинавию сокращают численность населения. Количество студентов уменьшилось в этом году до 10.000.
Уже сейчас знаменосная отрасль Эстонии, информационные технологии, настойчиво ищет персонал. “В середине следующего года мы столкнёмся с потолком предложения”, говорит менеджер Скайп Тамкиви. Поэтому следующий центр разработок предприятие откроет в другой восточноевропейской стране.
Aus der WirtschaftsWoche 40/2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий